Изысканная бронза
Клейма фабрики Шопена
История фабрики
Когда Феликс Шопен получил от отца бронзолитейную мастерскую, она уже являлась одной из крупнейших в Санкт-Петербурге. Почти столетняя история предприятия связана с тремя именами: Герена, Шопена и Берто. В этом трио Александр Герен является тем, кто не только основал мастерскую на Васильевском острове в 1805 году, но и добился ее значительного расцвета.
Успех фабрики Герена объясняется тем, что сам он был тесно связан с известными мастерами по бронзе из Франции. В частности, большое значение для развития фабрики имело партнерство Герена с французским скульптором Жюльеном Шопеном. Шопен не только прислал Герену из Франции необходимое оборудование, профессиональных чеканщиков, литейщиков и иных мастеров, но и поставлял на фабрику популярные модели для отлива.
Когда Герен состарился и принял решение отойти от дел, он решил оставить фабрику под управлением Феликса Шопена, сына его компаньона Жюльена. В 1841-1842 гг. Ф. Шопен стал владельцем мастерской и ее магазинов. Наследник фабрики оказался столь талантливым, что зачастую его называют «русским Барбедьеном», сравнивая его с самым именитым французским скульптором. Интересно, что оба бронзовщика родились и умерли в одни и те же годы, а также внесли огромный вклад в развитие бронзолитейной промышленности.
Лишь в 1888 году, когда состарившийся Шопен уехал во Францию, завод перешел к его соотечественнику Карлу Берто. При последнем владельце завод работал еще более десятка лет, однако в 1901 году Берто пришлось закрыть его, так как он устал от условий, в которых приходилось работать, и не видел смысла в дальнейшем поддержании производства.
Изысканная бронза
Период Герена
Во время управления фабрикой Александром Гереном на ней выпускали ампирные бронзовые изделия с аллегориями и мифологическими существами. Это были канделябры, жирандоли, чернильницы, подсвечники и другие полезные в быту изделия, которые затем выпускали и во времена Феликса Шопена.
Особой популярностью пользовались часы и светильники. В тот период была очень распространена так называемая лампа-миракль, которая представляла собой подсвечник со свечами и размещенным над ними экраном. Когда пламя свечей начинало колебаться, картины на экранах оживали и создавали у зрителей ощущение чуда (франц. miracle — чудо).
В работах этого времени наблюдается переплетение французского качества литья, стиля ампир и русского однофигурного декора. Последний применяли в работах в связи с тем, что многофигурные композиции из бронзы стоили очень дорого и потому не пользовались таким спросом, как однофигурные.
Период Шопена
Заказы для правительства и аристократии
Рассвету фабрики во многом способствовали правительственные заказы. Еще в 1840-е годы Шопену заказали отлить огромные двери для известного петербуржского Исаакиевского собора, а также для московского храма Христа Спасителя. В последующие годы на фабрике Шопена неоднократно выполняли изделия для украшения Зимнего дворца, Большого Кремлевского дворца, Мраморного дворца, делали оправы для работ ИФЗ и Петергофской гранильной фабрики, а также для ряда других российских дворцов. Так появились роскошные бронзовые люстры, канделябры и другие предметы, которые подчеркивали великолепный вкус и большое мастерство работников фабрики Шопена.
Среди заказов Двора были не только величественные композиции, но и мелкая работа по созданию фурнитуры для дверей и окон или ремонту готовых работ. Фабриканту приходилось чинить старые изделия Двора или дорабатывать существующие предметы.
В конце 18 века во Франции при украшении павильонов стали использовать элемент орнамента рокайль, который имитировал морские раковины, изогнутые растения и прочие природные элементы. В России рокайльная стилистика массово использовалась в середине 19 века при украшении интерьеров дворцов, а позже затейливыми завитками украшали и пригородные резиденции. Хотя влияние французской моды со временем ослабевало, аристократия охотно заказывала такую интерьерную бронзу, поэтому ее продолжали делать на фабрике Шопена.
Интерьерная бронза
Интерьерная бронза Шопена выполнялась в стиле неорококо, для которого характерно присутствие сложных орнаментов. Наиболее популярными на часах, подсвечниках, торшерах и иных предметах интерьера были фигуры путти (маленьких мальчиков, которых изображали с крылышками или без них) и декор в виде виноградных лоз. Обычно мастер изображал путти игривыми, вписывая их в какой-то занимательный сюжет.
Феликс Шопен сразу же сообразил, какое значение для его бронзолитейной фабрики имеет участие в крупных выставках. Всего через два года после того, как Шопен получил в свое распоряжение мастерскую, он выставил бронзовые изделия на площадках Московской выставки. Комиссия отметила отличное качество интерьерной бронзы его производства и вручила скульптору золотую медаль. На этой же выставке 1843 года мастер представил и бюст, который стал первой российской работой, выполненной с помощью гальванического золочения. Позже Шопен принимал участие во всех масштабных выставках России и других стран.
На выставках Ф. Шопен демонстрировал свои лучшие работы, что быстро прославило работы фабричных мастеров Шопена в России и за ее пределами. Так, в 1882 года мастер представил на выставке часы, выполненные по форме М.М. Антокольского в популярном в то время стиле «Людовик XV». Часы содержали сразу 32 фигурки путти. Также к числу известных изделий Ф. Шопена относят каминные часы, декорированные тремя фигурками путти, увитых виноградной лозой. Работа так понравилась ценителям интерьерного искусства, что отливку по этой форме делали несколько раз.
Спрос на часы и украшения для каминов, созданные на фабрике Шопена, был огромным. Это объясняется не только тем, что французские модели в то время были очень популярны, но и тем, что Шопену удалось достичь очень высокого качества бронзовых изделий.
Серия бюстов
Особое место в работах Шопена занимали бюсты российских правителей. Работа с бюстами началась с того, что в 1840 году он обнаружил мраморные бюсты, которые выполнил скульптор из Италии А. Пенна. У себя на родине Пенна был довольно известен по своим работам для знаменитой виллы Боргезе. Однако в России итальянскому скульптору побывать не удалось, поэтому его бюсты российских царей и князей были очень условно схожи с настоящими историческими персонажами. Тем не менее Шопену понравилась идея создания серии бюстов и уже через девять лет на очередной выставке он представил сразу 63 бюста российских правителей, которые выполнил в натуральную величину.
Пятнадцать лет спустя Шопен представил на международной выставке в Париже уменьшенные версии царских бюстов. Это было трудное для фабрики время, связанное с общим экономическим упадком в стране, когда производство особенно нуждалось в деньгах. Переход от крупных бюстов к их уменьшенным копиям оказался удачным ходом, т.к. теперь они относились к кабинетной скульптуре и пользовались спросом.
Интересно, что для уменьшения скульптур мастер применял особое приспособление, которое было изобретено во Франции. Чтобы воспользоваться им, Шопену пришлось приобрести соответствующий патент. Благодаря новой технологии бюсты на фабрике Шопена отливали в разных размерах. Автор также экспериментировал и с искусственными патинами, которыми покрывали бронзу. Эти опыты позволили скульптору достичь совершенной бронзовой поверхности, чем не моги похвастать другие российские мастера.
Кабинетная скульптура
Феликс Шопен был не только талантливым бронзовщиком, но и имел отличное предпринимательское чутье. Тщательное изучение продукции конкурентов и умение предвидеть помогло ему своевременно начать работу с кабинетной скульптурой. Большой вклад в это направление внес талантливый мастер Е.А. Лансере.
Несмотря на разразившийся в бронзолитейной промышленности кризис, Шопен продолжал отливать великолепные работы для крупных выставок. Кроме моделей Лансере он создавал бронзу по моделям А.Л. Обера, а также известных русских мастеров М.М. Антокольского, М.О. Микешина, А.Л. Гуна и некоторых других.
Бронзовые скульптуры, предназначенные для крупных выставок, отличались эталонным качеством литья. Шопену удалось соединить воедино литье высочайшего качества с французским умением передавать фактуру и искусно подбирать патины. Именно наличие такого таланта и стало главной причиной, по которой Феликса Шопена считали лучшим бронзовщиком России этого периода. Работы завода Шопена были широко известны в России и за рубежом. Они являлись неким образцом, с которым сравнивали изделия других бронзолитейных предприятий.
Период Берто
В 1880-х годах бронзолитейные мануфактуры России переживали кризис. Чтобы спасти свою фабрику от закрытия, престарелый Шопен пригласил на нее известного мастера Карла Берто, который 11 лет работал со скульптором-легендой Ф. Барбедьеном. Сам Шопен удалился от дел.
Берто увеличил объем экспортной кабинетной скульптуры, отливаемой по моделям Лансере и других мастеров, а также продолжал работать на заказ, производя как мелкие изделия, так и крупные предметы для правительства. Так, для Александра III он декорировал бронзой вазу, созданную из ревневской яшмы.
Берто продолжил участие в крупных выставках и в конце 19 века получил две золотые медали и даже титул «Поставщика его Императорского Величества». Однако ни новое звание, ни награды не улучшили положение дел на заводе.
Клейма фабрики Шопена
Клейма на скульптурах Шопена зачастую ставили на гладкой площадке отлитого в бронзе произведения. Иногда клеймили и саму авторскую форму, предназначенную для дальнейшей отливки.
Первые клейма скульптора датируются 1860-и годами. Обычно это были написанные в латинской транскрипции имя и фамилия автора, а также город производства — Fx Chopin. St.Peters-bourg. Если на статуэтках клеймо обычно ставили на основании или любой другой походящей для этого площадке, то на часах надпись могла быть и на самом циферблате.
В 1870-1880-е годы у Шопена появились клейма с надписью на русском языке. Чаще других встречаются надписи с фамилией автора: «Ф.Шопен» и «отл.Шопен». Если работа шла на заказ, скульптор ставил на ней полную надпись: «отливал Шопен».
Изредка на интерьерной скульптуре Шопена встречается клеймо с его инициалами «Ф.Ш.».
Часто вместе с клеймом скульптора на бронзовой работе ставили дату издания, однако это была не дата отлива, а дата создания самой формы.
Когда Шопен работал над своей знаменитой серией бюстов российских правителей, он решил оградить себя от конкурентов и оформил патент, дающий ему право на исключительное производство бюстов в течение обозначенного периода. Эту практику он позаимствовал у себя на родине во Франции, где крупные фабриканты заключали со скульпторами договора на единоличное право отливки работ по их формам. Причем французы выдавали патенты обычно на 20-25 лет, однако в России, где из года в год все стремительно менялось, Шопен решил оформить патент всего на десять лет.
Первый патент был получен им в 1867 году, что нашло свое отражение и в клеймах. Бюсты, созданные в период с 1867 по 1877 год, помечали специальным патентным клеймом округлой формы с надписью «отъ М.Ф. на 10 лет» (от Министерства Финансов на 10 лет). Бюст Николая I появился в серии автора только в 1868 году, поэтому можно встретить и клеймо от 1878 года.
На фабрике Шопена работали известные скульпторы, среди которых прославленный мастер своего дела Е. Лансере. Клеймо с его фамилией часто соседствовало с надписью «Ф. Шопен».
В 1888 году знаменитый скульптор вернулся во Францию, доверив свое дело управляющему К. Берто. Будучи преемником дела Шопена, в 1886 г. Берто ставил на продукцию клеймо «отл. Шопенъ и Берто». Это связано с тем, что в то время имя Шопена было очень известным. Существует версия, что клеймо «К. Берто. Б-ший Шопен», которое можно встретить на отдельных предметах, является переходным между клеймами Шопена и последующими клеймами с надписями: «К. Берто» и «Отл. К. Берто».