Фарфорово-фаянсовая продукция завода
Клейма фабрики
История завода
Фабрика братьев Новых
Фабрика начала свое существование в 1818 году в деревне Кузяево Богородского уезда Московской губернии. Предприятие основали три брата Новых, поставив во главу фабрики старшего Ивана. Средний брат Тихон руководил заводом примерно в 1830-е годы, возможно, совместно с младшим братом Семеном. Последний возглавил фарфорово-фаянсовую мануфактуру в 1840-х годах.
Под руководством братьев фабрика процветала и выпускала фарфор и фаянс. За несколько десятилетий завод достиг достаточного расцвета, чтобы стать одним из лучших предприятий Гжели. До нашего времени сохранилось довольно много изделий завода, которые отличает хорошее качество. Для продукции фабрики характерна простота форм и линий, а также следование популярному в то время стилю ампир.
Завод Храпунова-Нового
К середине 1850-х годов вдова М.С. Нового вышла замуж за Якова Храпунова, внука бывшего заводчика Н. Храпунова. Так как после женитьбы Храпунов становился владельцем завода, он решил сохранить фамилию бывших владельцев и взял себе фамилию Храпунова-Нового. С этого периода фабрика носит имя нового хозяина.
За годы своего правления Я.Г. Храпунов-Новый существенно расширил производство, оснастив цеха современными гидравлическими прессами, шлифовальными и паровыми машинами, а также прочим необходимым оборудованием. Если в 1853 году, когда фабрикант только начинал руководить заводом, на нем трудилось 45 человек, то в 1871 году рабочих стало 245, что говорит о значительном масштабе производства. При Храпунове-Новом завод превратился в одно из крупнейших керамических предприятий в стране.
Дальнейшая участь предприятия
В начале двадцатого века завод перешел к наследникам Храпунова-Нового, продавшим фарфорово-фаянсовую мануфактуру компании «Демократическое товарищество». Последняя руководила фабрикой только до наступления Октябрьской революции. В 1918 году предприятие было национализировано и переименовано в Кузяевский фарфоровый завод.
В постсоветское время завод просуществовал до 2001 года, когда его промышленную базу приобрело объединение «Гжель» с целью восстановления мощностей завода. Однако вернуть старейшее предприятие к жизни так и не удалось. На сегодняшний день здание завода заброшено.
Здание бывшего Кузяевского фарфорового завода в настоящее время.
Фарфорово-фаянсовая продукция завода
Период братьев Новых
В период деятельности братьев Новых на предприятии создавали фарфоровые и фаянсовые изделия. Это была чайная и столовая посуда, фигурки, вазы, которые отличает высокое техничное и художественное исполнение. В большинстве своем мастера фабрики творили в стиле ампир.
Для посуды этого периода характерны приемы, которые использовали мастера российских и зарубежных фарфоровых заводов. Чашки лепили цилиндрической, конусообразной или яйцевидной формы с характерным расширением в верхней части. Ручки делали высокими, выступающими над верхним краем чашки, а закругленные их части зачастую оформляли в виде розетки. Сами изделия располагали на ножке с плавным переходом от ножки к тулову, а также от тулова к верхнему краю.
Чайная пара с цветочным рисунком. Завод братьев Новых. Фарфор, позолота, полихромная роспись. 1820-е гг.
Что касается росписи, то посуду и другие изделия часто покрывали позолотой с применением техники цировки, цветные фоны получали с помощью надглазурного крытья, а сам рисунок наносили с помощью полихромной росписи.
Несмотря на то, что изделия выполнялись в классическом стиле ампир, для которого характерна симметрия, упорядоченность элементов и строгие формы, фарфоровые и фаянсовые изделия братьев Новых имеют свой оригинальный декор. Наиболее популярной в работах мастеров завода является цветочная тематика. Живописцы настолько владели техникой росписи, что бутоны разнообразных цветов выглядели на фарфоре и фаянсе будто живые. Они тщательно расписывали каждый лепесток, каждую веточку, умело сочетая растительный орнамент с другими затейливыми элементами.
В работах мастеров завода органично смотрятся как отдельные веточки цветов, так и целые композиции, в которых каждый цветок изображен со всей тщательностью и изяществом. Роскошные розы, неброские незабудки, утонченные фиалки, сплетенные в единый букет, создают ощущение гармонии, полноты изображения.
Для растительного орнамента характерна плавность линий, повторение основного элемента композиции в разных вариациях, включая разные цвета, размеры и формы.
Хотя среди продукции встречается простой декор, когда, например, на тарелках большая часть пространства остается свободной, чаще всего почти всю поверхность покрывали рисунком или цветным фоном.
Для сложного цветочного декора характерно тщательное выписывание даже самого мелкого цветка, а также заполнение всего свободного пространства разнообразным орнаментом или штриховкой.
При росписи изделий использовали своеобразное деление на зоны, разграниченные позолотой или красками. В зонах часто изображали два разных орнамента, поочередно меняющих друг друга. Встречается декор с заключением рисунков в круглые, ромбовидные, прямоугольные, многоугольные фигуры, а также разнообразные арочные варианты.
Есть и другие варианты, когда в каждой зоне создавали оригинальный рисунок, однако он органично вписывался в общую композицию. Например, на блюдце чайной пары «Архитектурные виды» изображено пять зон, рисунки которых не повторяются. Такое сочетание шаблона с его отсутствием дает довольно интересный эффект.
Цветочные орнаменты в работах мастеров зачастую используются не только как самостоятельные элементы, но и как дополнение к различным сюжетам. Частой сюжетной линией были разнообразные пейзажи, архитектурные виды и исторические фрагменты.
Для скульптурных композиций мастеров завода характерны яркие цвета и значительная детализация. Например, при создании фигурок курящих турчанки и турка мастер очень тщательно подходит к детализации сюжета с помощью кропотливой росписи каждого элемента одежды, обуви и всех сопутствующих предметов, задействованных в процессе курения (трубки, мешочка с табаком и пр.).
Период Храпунова-Нового
Когда завод перешел в руки Храпунова-Нового, первое время наблюдалось подражание фарфору ведущих российских и зарубежных предприятий. Позже на заводе работали талантливые мастера-живописцы, выработавшие собственный стиль и прославившие завод.
Для изделий этого периода характерна более спокойная цветовая гамма. На смену ярким зеленым, синим, красным и прочим фонам приходит нежное розовое крытье, голубые тона, гармоничное сочетание спектрально близких тонов.
При росписи посуды все такой же популярной остается цветочная тематика. При этом на смену прежней детализации каждого бутона в ряде изделий приходят упрощенные рисунки, однако больше внимания уделяется форме самого изделия. Например, для чайников, кружек, чашек, сливочников и иных предметов посуды характерно наличие решетчатой формы, ребристой поверхности, рельефного декора на ручках.
Если для классических чашек в стиле ампир были характерны плавные формы и выступающие за верхний край посуды ручки, то в период Храпунова-Нового на смену им пришли низкие ручки ступенчатой формы, которые более сочетались с ребристой поверхностью изделий.
Для изделий с отсутствующим крытьем, напротив, характерно наличие тщательной росписи каждого элемента цветочной композиции и элемента орнамента. Изящные детализированные гирлянды мастера очень эффектно сочетали с позолоченным орнаментом.
Для изделий в стиле ампир характерна симметричная повторяемость элементов рисунка, традиционные формы и обилие позолоты.
Интересным художественным приемом является выполнение изделий одного сервиза в едином стиле, но с разными элементами декора и тонами.
Среди фаянсовой посуды завода встречаются изделия без росписи, декорированные с помощью лепнины. Вначале фаянс фабрики был посредственного качества, но к концу 19 века его качество значительно улучшилось. Появились изделия правильной формы с цветными поливами.
Также фаянс украшали с помощью печатных картинок часто коричневого цвета и реже в черном варианте.
Для скульптурных композиций, созданных в период Храпунова-Нового, характерна высокая степень детализации. Например, при одном взгляде на шкатулку «Изба» возникает ощущение восприятия настоящей русской избы: бревенчатые стены, тщательно выложенная из досок крыша, резные окна, аккуратная кирпичная труба. Мастер не пропустил ни одной детали, что делает скульптуру натуралистичной и интересной.
В конце 19 века завод выпускает многочисленные изделия в форме различных плодов, животных, птиц, а также шкатулки, коробочки в виде деревьев, домиков и других элементов. Такую натуралистическую направленность композиций диктовали заводы М.С. Кузнецова. Именно это следование натуральности предметов привело к их мельчайшей детализации, скрупулезной работе с каждым элементом скульптурной композиции. Роспись также осуществлялась «под натуру».
Изделия завода, созданные в периоды правления братьев Новых и Храпунова-Нового, считаются редкими и очень ценными на антикварном рынке. В хорошем состоянии до нашего времени сохранились лишь немногие фарфоровые и фаянсовые образцы завода.
Послереволюционный период
После национализации Кузяевский завод продолжал выпускать посуду в основном для советских азиатских республик и за границу. В середине двадцатого века на заводе выпускали разнообразные чайные пары с различными орнаментами. Чаще всего встречаются простые цветочные композиции на фоне белого фарфора или на светлом цветном фоне. Из живописцев в это время на заводе работали А.Н. Федотов, В.В. Неплюев, В.И. Авдонин, которые в более поздний период перешли в ПО «Гжель».
Клейма фабрики
Клейма завода братьев Новых
В самом начале работы фабрики братьев Новых владельцы помечали свою фарфоровую продукцию с помощью синего подглазурного клейма в виде буквы «н» и монограммы из букв «и» и «н». Так как в первые годы правления фабрику возглавлял Иван, старший из братьев, его имя и ставили во всех клеймах. Изредка рядом с монограммой шло вдавленное в массу клеймо с надписью: «Ф. Ивана Новаго».
В клейме фамилию писали не только по-русски, но и на французский манер: GVAN NOVAI или F. IVAN NOVAI. Саму надпись делали в одну или две линии, а также внутри круга по его контуру.
На фаянсе были более сложные клейма в виде цветочных корзин, ваз или просто цветочного орнамента, внутри которых располагали надписи: «Фабрика Братьевъ Новыхъ», «Братьевъ Новыхъ» или «Ф. Братьевъ Новыхъ».
В разные годы во главе предприятия стояли разные братья. В 1830-х годах фабрика принадлежала Тихону, среднему из братьев, однако клейма с его именем на сохранившихся изделиях не обнаружены. Встречаются только изделия с именем младшего из братьев — Семена, который встал во главе фабрики в 1840-х годах. При этом на фарфоре Семен ставил клейма с помощью зеленой краски, а на фаянсе — черной.
После смерти Семена фабрикой некоторое время управляла его супруга Авдотья Новая и ее сын Михаил.
Традиционным клеймом во время правления Авдотьи Новой было черное подглазурное или вдавленное в массу клеймо с надписью: «Ф К А Новой». Все буквы и фамилию изображали в виде пирамидки, которая в некоторых клеймах имела круглый ободок. Надпись обозначала фабрику купчихи А. Новой.
Клейма завода Храпуново-Нового
В первые двадцать лет правления заводом Яковом Герасимовичем Храпуновым-Новым использовали клейма в виде монограммы букв «я» и н», а также букв «Я Х Н», изображаемых в две строки. Клеймо было синее подглазурное.
Для более позднего периода характерно менее лаконичное клеймо, в котором фамилия владельца указывалась полностью. При этом фамилию писали через букву «а» в одну или две строки: «ФАБРИКИ ХРАПУНОВ НОВАГО», ХРАПУНОВА НОВАГО». Эти клейма чаще всего вдавливали в массу, но среди них встречаются и подглазурные варианты, нанесенные синей или зеленой краской.
Во второй половине 19 века и начале 20 века применяли и более живописные клейма в виде цветочных корзин, на которых стояла фамилия владельца завода.
Клейма Кузяевского фарфорового завода
После национализации и переименования завода поменялись и клейма. Теперь в них указывался Кузяевский фарфоровый завод.