Антикварная площадка онлайн

Самые известные картины Ивана Ивановича Шишкина с названиями

Картины, удостоенные наград
Самые дорогие картины Шишкина
Самые популярные картины Шишкина

Виртуоз лесных пейзажей Иван Шишкин оставил после себя большое наследие картин, которые известны на весь мир. Мало кто останется равнодушным при изучении целых историй, которые повествует нам художник через свои живописные работы. Его картины тиражируют, украшают ими дома, покупают на аукционах и завороженно рассматривают в музеях. На популярность его работ мы посмотрим с разных сторон: изучим картины, за которые живописец получил высокие награды, рассмотрим самые дорогие картины с точки зрения аукционных продаж и самые популярные работы.

Картины, удостоенные наград

В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили. Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем. Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.

Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды. Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».

И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.
И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.

«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.
«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.

На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов. Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует. Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.

И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.

В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.

И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.
И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.

Самые дорогие картины Шишкина

Картины Ивана Шишкина высокого ценятся на аукционах. За период с 2000 по 2020 годы на разных торгах было продано 456 его работ на общую сумму 48,7 млн долларов. Посмотрим несколько примеров дорогих уходов.

Самым дорогим в истории продаж полотен Шишкина стала картина «Сумерки». Ее выставили на лондонских торгах MacDougall’s в 2013 году. Начальная стоимость работы была заявлена в пределах 1,2-1,8 миллиона фунтов стерлингов. Конечно, картина такого уровня немедленно привлекла внимание и привела к жаркой борьбе участников аукциона. В итоге работу купили за 2 млн 158 тыс. фунтов стерлингов (3,3 млн долларов).

И. Шишкин. «Сумерки». 1896 г.
И. Шишкин. «Сумерки». 1896 г.

В 2016 году состоялась еще одна крупная продажа на этот раз уже на торгах Sotheby's. Здесь выставили картину «На опушке соснового леса», которую художник написал за год до своей кончины. Любопытно, что маэстро отказал самому царю Николаю II, пожелавшему купить картину. Вместо этого он продал ее своему племяннику Стахееву. Позже полотно попало в семью художника Шарля Дефрейна, где и находилось, пока потомки не выставили его на торги. С молотка картина ушла за 1 млн 385 тыс. фунтов стерлингов, хотя начальная стоимость лота составила только 500-700 тысяч.

И.И. Шишкин. «На опушке соснового леса». 1897 г.
И.И. Шишкин. «На опушке соснового леса». 1897 г.

В 2019 году ушел с аукциона еще один пейзаж художника. Это картина «Сухостой», также написанная за год до смерти. Работа появилась на торгах Christie's с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и была продана примерно за 1 млн фунтов.

И. Шишкин. «Сухостой». 1897 г.
И. Шишкин. «Сухостой». 1897 г.

Самые популярные картины Шишкина

Картина «Утро в сосновом лесу»

Одной из самых известных нам картин Ивана Шишкина является «Утро в сосновом лесу». Причина такой популярности вполне объяснима, так как даже сегодня знаменитых мишек можно увидеть на обертках конфет «Мишка косолапый» фабрики «Красный Октябрь». Картину печатали в учебниках, вышивали на коврах, а репродукции с этим сюжетам и сегодня висят во многих заведениях культуры, так как фактически картина для многих стала символом искусства.

И. Шишкин, К. Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.
И. Шишкин, К. Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.

Любопытно, что картину художник писал не один, а с другом К. Савицким, который был хорошим анималистом и нуждался в деньгах. Так как Шишкин специализировался на пейзажах, а не на изображении животных, он создал эскиз медведей и передал эту часть работы Савицкому. Последний со своей задачей успешно справился и заслуженно был указан как соавтор картины. Однако Павел Третьяков, заказавший эту работу, не на шутку рассердился, получив полотно с двумя подписями вместо одной подписи именитого профессора и академика Шишкина. Недолго думая, он стер фамилию Савицкого, из-за чего произведение приписывалось только Шишкину. Основатель Третьяковской галереи посчитал, что по замыслу и исполнению эта картина полностью соответствует творческой манере именно Шишкина.

Интересно, что многие не могут дать точное название картине: одни называют ее «Три медведя», другие «Утро в сосновом бору», а в описи Третьяковской галереи она изначально называлась «Медвежье семейство в лесу». Такое разночтение тоже объяснимо, потому что название «Три медведя» прижилось из-за шоколадных конфет, а под названием «Утро в сосновом бору» репродукцию продавали на коврах.

И. Шишкин, К. Савицкий. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.

Картина «Рожь»

Картина «Рожь» фактически вернула художника к жизни после тяжелейших драматических событий. За короткий период Шишкин потерял двоих своих сыновей, жену, отца, лучшего друга и погрузился в отчаяние. После долгих лет душевных мук живописец все же нашел в себе силы отправиться к матери и по дороге был заворожен прекрасными видами Лекаревского поля недалеко от Елабуги.

В этой картине сплелось воедино все богатство природы. Здесь и мощные вековые сосны, напоминающие нам о силе и стойкости природы, и богатая рожь, символизирующая изобилие, и дорога с идущими вдалеке деятельными путниками, и пышно растущие полевые цветы, и взметнувшаяся стая птиц… Все это создает целую симфонию жизни, которая не оставляет равнодушным того, кто с ней соприкасается. Сам автор написал на эскизе такие слова, как «раздолье, божья благодать и русское богатство».

И. Шишкин. Картина «Рожь». 1878 г.
И. Шишкин. Картина «Рожь». 1878 г.

Завершив работу над сюжетом, Шишкин представил картину на выставке передвижников. Глубокую работу заметили не только коллеги и критики, но и Павел Третьяков. Понимая, что имеет дело с очередным шедевром, меценат немедленно купил его для своей знаменитой коллекции.

Картина «На севере диком»

Эта работа многим известна по иллюстрации к одноименному стихотворению Лермонтова про одинокую сосну. В 1891 году исполнялось 50 лет с года гибели великого поэта, и Петр Кончаловский задумал выпустить собрание его сочинений с иллюстрациями. В подготовке этих иллюстраций участвовали многие маститые художники, например М. Врубель и В. Серов. Среди них был и Иван Шишкин.

Тема одиночества была знакома художнику не понаслышке. Как мы писали выше, еще в 1872 году в жизни Ивана Ивановича началась тяжелая полоса испытаний смертью самых дорогих ему людей. И в этой картине эта тема звучит со всей полнотой, которую так хорошо умел передавать художник. Мы видим дерево на краю пропасти, куда оно может вот-вот сорваться вместе с очередным разрушением скал или снежной лавиной. Вокруг пустыня, мрак и холод, которые не предвещают ничего хорошего. Однако дерево все еще живо, а вместе с ним жива надежда, что где-то там «в пустыне далекой» «прекрасная пальма растет». Вот так же и Шишкина в период отчаяния и полной потери интереса к жизни спасла такая надежда. Ею оказались бесконечно красивые виды родной Елабуги и любимая живопись.

И. Шишкин. «На севере диком…». 1891 г.
И. Шишкин. «На севере диком…». 1891 г.

Картина «Лесные дали»

Тема одиночества прослеживается и в еще одной известной картине «Лесные дали». Зритель ощутит его через созерцание одинокой наклоненной сосны с искореженным стволом и засыхающей кроной. В то время как рядом с ней мы наблюдаем изобилие природы через буйство и широту леса, многочисленные луговые цветы, летящих птиц и красочное небо, одинокая сосна словно бы не принадлежит этому миру. Она стоит в окружении камней и медленно чахнет. Также чах и сам Шишкин. Картина была написана в 1894 году, спустя всего три года после того, как он похоронил вторую свою жену и любимую ученицу. Но в конце концов именно творчество снова и снова возвращало художника к жизни и являло на свет удивительные картины.

И. Шишкин. «Лесные дали». 1884 г.
И. Шишкин. «Лесные дали». 1884 г.

Картина «Корабельная роща»

Не менее популярна и широко тиражируема картина «Корабельная роща». Она стала не только последним творением художника, но и апогеем всего его творчества. В ней особенно ярко проявилась вся его жизненная мудрость и мастерство в передаче красоты русской природы. На полотне Шишкин изобразил сосновый лес, находящийся неподалеку от Елабуги. Именно в этом местечке еще с XVIII века заготавливали мачты из сосен. Для строительства судов использовали крепкие деревья-исполины с мощными стволами, а для корабельных матч брали легкие стволы.

Картину представили на очередной выставке художников-передвижников, которая стартовала 22 февраля 1898 года и должна была завершиться 29 марта. «Корабельную рощу» сразу заметили коллеги и многочисленные посетители выставки. Многие были поражены новым шедевром художника и не могли сдержать эмоций. Одним из них был художник Савицкий, который под впечатлением поспешил написать своему другу Шишкину письмо. В нем он отметил, с появлением картины на выставке словно бы запахло сосной и прибавилось света. Увы, но дожить до конца выставки художнику было не суждено. Он умер прямо в мастерской за новой работой в возрасте 66 лет.

И. Шишкин. «Корабельная роща». 1898 г.
И. Шишкин. «Корабельная роща». 1898 г.

Известные картины Шишкина можно перечислять еще долго. Это и «Сосновый бор», и «Дубовая роща», и «Среди долины ровныя», и многие другие прекрасные творения мастера. Каждое его произведение является очередным доказательством того, какую силу имеет искусство, которое много раз подняло в критические периоды жизни самого художника и сегодня наполняет сильными эмоциями его благодарных поклонников.


Свежие записи

Еще в детстве у юного Алеши так хорошо выходило копировать работы других художников, что за его копии охотно платили деньги. В возрасте 14 лет он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался у живописца Карла Ивановича Рабуса

Сегодня работы художницы находятся в известных музеях России и других стран, а также изредка выставляются на аукционах за большие суммы (подробнее в статье). Примеры ее работ: «Портрет философа», «Линейная композиция», «Человек + воздух + пространство», и другие

Всю творческую деятельность Чубаров экспериментировал с разными материалами и техниками. Помимо живописи он занимался графикой, скульптурой (ваял из камня и дерева), а позже увлекся возможностями мультимедиа

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно