Антикварная площадка онлайн

Луис Комфорт Тиффани. Жизнь и творчество

В истории американского искусства Луис Комфорт Тиффани - фигура известная. Наследие знаменитого витражиста, прославленного художника, дизайнера, основоположника американского арт-нуво осталось неоспоримо богатым, даже если бы он занимался только одним видом творчества. Американские искусствоведы тщательно изучают каждый аспект его трудов, музеи бережно хранят произведения, частные коллекционеры готовы платить огромные суммы за его подлинники. К сожалению, у большинства европейцев имя этого разносторонне одаренного художника соотносится лишь с многоцветными светильниками и драгоценностями компании его отца Tiffany & Co, однако его пристрастия были гораздо шире, а биография – удивительный пример поиска гармонии и красоты.

Луис Комфорт — второй сын и третий ребенок среди шести детей Чарльза Тиффани, основателя великой ювелирной империи Tiffany & Co. Деньги отца обеспечили Луису отличное образование, возможность путешествовать, изучать Европейское и восточное искусство, обучаться у превосходных мастеров живописи. Он учился на факультетах искусств и наук двух престижнейших военных академий: Пенсильванской в Уэст-Честере и Perth Amboy в Нью-Джерси. В 17 лет (1863–1864), впервые посетив Европу и путешествуя по Англии, Ирландии, Франции, Италии, познал искусство Старого Света. Был учеником знаменитых американских художников: влиятельного представителя тонализма, пейзажиста Джорджа Иннесса и Сэмюэля Колмана дизайнера, художника, известного серией пейзажей Гудзона. В 1866-1867 годах Луис Комфорт обучался в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке, после чего уехал во Францию. В 1868–1869 году в салоне художника Огюста-Адольфа-Леона Белли (1827-1877) он продолжает занятия живописью.

Первые шаги в живописи

Пользуясь финансовыми возможностями отца, Луис много путешествовал по Северной Америке и Европе. В 1870–1871 гг., вместе с художником Робертом Суэйном Гиффордом совершил поездку в Лондон, Париж, Мадрид, Малагу, Гибралтар, Мальту, Сицилию, Неаполь, Амальфи, Сорренто, Рим, Флоренцию. В Каире и Александрии (Египет), Тунисе, Танжере (Марокко), Алжире, исследовал историческое наследие Северной Африки. Сделал много набросков и этюдов. Этот круиз и другие путешествия по Ближнему Востоку стали темой цикла картин Луиса Комфорта на протяжении многих лет и повлияли на его склонность к экзотическим искусствам и архитектуре. В 1871 году Л.К. Тиффани избран членом Американского общества акварелистов. Отлично владея техникой масляной и акварельной живописи, потрясающим чувством цвета, Тиффани мастерски воспроизводил освещение и воздушную среду так, что в картинах точно передано впечатление раннего летнего утра, холодного канадского воздуха, пропитанного пылью среднеазиатского зноя.

Живопись Тиффани, как и все, чем он занимался, отражает стремление к новизне. Его стиль и техника с годами изменились, а сюжеты всегда были разнообразны. В работах 1870 годов ощутимо влияние живописной манеры Белли. Картины этого периода полностью соответствуют художественным академическим канонам XIX века. Охристые тона, классически построенная композиция, передача ближних и дальних планов, соотношение светлых и темных тонов.

Подернутые дымкой, пастельные тона эфемерных женских образов периода арт-нуво и насыщенные, сочащиеся фиолетовым и багряным, его закаты, словно написаны разными мастерами. Наверняка нет ни единого художника, на каком-то этапе не испытавшего себя в импрессионизме. И тут живописец либо может вылепить форму, передать осязаемое впечатление среды и фактуры отдельными цветами, либо нет. У Тиффани это получалось свободно. Настроение, время суток и года, даже температура воздуха передана его искрящимися красочными мазками. Его работы лучатся от обилия солнечного света.

Какой бы деятельностью ни занимался Луис Тиффани, он никогда не оставлял живопись. До 1893 года Тиффани часто выставлял свои работы на проходящих выставках. Но, поскольку участие в конкурсах и выставках требует от художника много времени, он отказался от живописных экспозиций, сосредоточив внимание на иной деятельности – искусстве стекла.

Страсть к стеклоделию

Стекло захватило мастера еще в молодости, после путешествия по странам Востока, где мозаичные мечети переливались на солнце всеми цветами радуги. В 1875 г. Луис Комфорт проводит свои первые эксперименты в стеклоделии на бруклинском предприятии Flint Glass Works. Сохранился один из первых витражей, выполненный в 1878 г. для верхнего этажа его студии Bella Apartments на 26-й улице в Нью-Йорке.

В 1878 г. образована компания Louis C. Tiffany and Company и Луис Комфорт открывает первый свой стекольный завод в Бруклине, но он вскоре сгорел.

В 1879 г. формируется бизнес-группа «Луис Тиффани и ассоциация американских Художников» вместе с Кэндис Уилер, одной из первых женщин дизайнеров интерьера и текстиля, своим бывшим учителем Сэмюэлем Колманом и Локвудом де Форстом, известным интерьерным и мебельным оформителем.

С 1880 г. Тиффани продолжает опыты со стеком на заводе Heidt Glass Furnace в Бруклине.

В 1881 г. компания Тиффани участвует в реставрации «Дома Марка Твена» в Харфорде (музей Сэмюэля Клеменса), где Тиффани делает оконные витражи, каминные экраны, витражные вставки над каминами и в центральном холле. К сожалению, его работы были удалены и кем-то выкуплены, когда один из наследников Клеменса продал дом в 1902 г.

Известность Л.К. Тифани в высших кругах позволила получить ему заказ в 1882 г. на стилевое изменение помещений Белого дома. «Луис Комфорт и ассоциация художников» разработала дизайн Восточного зала, Голубой комнаты, Красного зала, Государственной столовой, прихожей. Были установлены камины новой конструкции, осуществлена перекраска декоративных узоров, выполнены обои, текстиль, мебель. Стекольное оформление Тиффани представлено светильниками, викторианскими витражами, вестибюльным экраном до потолка из опалового стекла. Все это было демонтировано и удалено при реконструкции 1902 года.

Бизнес-группа просуществовала четыре года и распалась в 1883 г., хотя Сэмюэль Колман остался деловым партнером Тиффани по интерьерному дизайну.

Интерьер от Тиффани

В 1885 г. Чарльзом Тиффани закончено строительство нового роскошного особняка в стиле романского возрождения на 72-й улице Нью-Йорка. Два этажа здания занимала семья Луиса Комфорта, который за год до переезда овдовел, оставшись с тремя детьми. Дизайн интерьера в особняке Комфорт разрабатывал, совмещая в одном пространстве особенности разных эпох и стран. Как и в других видах творчества, он не останавливался на едином направлении, сочетая различные жанры. Все выполнялось из множества дорогих материалов. Убранство стало своего рода рекламой. Дом посещало много состоятельных людей, и умелое смешение стилей стало дизайнерским почерком Тиффани. Ему всегда удавалось сбалансировать стилевое разнообразие интерьера, сделав его роскошным и одновременно элегантным.

Интерьер Нью-Йоркского особняка (1892) пылкого поклонника Л. К. Тиффани, сахарного промышленника и коллекционера Генри Хэвемайера Осборна, стал знаменит эклектическим сочетанием. В каждой комнате доминировало определенное оформление, указывая на некую эпоху или страну, сочетая при этом, хоть и стилизованную, но вполне современную мебель и элементы, не принадлежащие какому-либо стилю. Тиффани продумывал каждую мелочь, от обоев и росписи стен до мебели.

Луисом Тиффани создано множество интерьеров для особняков богатейших людей Америки, общественных зданий, гостиниц, ресторанов, церквей. Дизайн помещений различного назначения, мебели, лифтов, фонтанов, зеркал, дверей, окон и многого другого. То, что не могло производиться на его предприятии, заказывалось у лучших производственников. Тиффани, в период царящего модерна, гармонично сочетал арт-нуво с готикой, искусством арабских стран и стилем венецианского расцвета. Вершиной его дизайнерского таланта стал Laurel Hollow, поместье-парк на 243 тыс. m² земли Лонг-Айленда в Нью - Йорке.

К сожалению, до ныне его интерьеры не сохранились, в лучшем случае остались лишь отдельные предметы в музеях и немногие фотографии. С двадцатых годов нового века, искусство и дизайн стали совершенно иными, непохожими на то, что создавалось до этого. В угоду динамичному модернизму, беспощадно выметалось все старое, отвергалась классика, арт-нуво считался мещанской безвкусицей. Невероятно популярные на протяжении четверти века интерьеры в стиле Тиффани, стали забываться и перестали пользоваться популярностью.

Tiffany Glass Company

В 1880 году Л.К.Тиффани становится членом Национальной академии дизайна. Витражное искусство стало настоящей страстью Луиса Комфорта. В 1885 г. он открывает свою фирму Tiffany Glass Company (с 1902 г. Tiffany Studios) в здании на углу 333-341 Четвертой авеню в Нью-Йорке, где раньше располагалось его общество художников.

tiffany_studios.pngtiffany_studios_2.png

В этом трехкорпусном сооружении размещался бизнес Л.К. Тиффани с 1881 г. и до начала XX века. Здесь находился смотровой зал, главный офис, специализированные отделы и, до открытия фабрики, мастерские. Со временем здание было перестроено, а дизайн смотрового зала менялся неоднократно.

Дизайнерский отдел

designing_room.png

Компания занималась интерьерным и витражным дизайном. Некоторые предметы обстановки создавались в мастерских и студиях фирмы, другие необходимо было заказывать у мебельных, метало литейных, текстильных и других изготовителей. Над созданием витражей работала группа художников и мастеров. Стекло для компании делали бруклинские стекловаренные заводы, где Луис Комфорт проводил много времени, но изменить и контролировать производственный процесс он не мог. Качество, цветовой и текстурный ассортимент продукции не могли предоставить Тиффани желаемого материала.

В 1889 г. во время путешествия в Париж, Тиффани посетил в Нанси стекольный завод Эмиля Галле. Совершенство изделий и разнообразие стекольного материала французского художника поразили Луиса Комфорта. Эта поездка убедила Тиффани в необходимости открыть собственный завод, привлекая к производству профессиональных химиков и стеклоделов.

Завод Тиффани

В 1893 г. Тиффани, после покупки заводского здания в Corona (Квинс, Нью-Йорк) и преобразования его в стекловаренное производство, открывает свой завод Tiffany Glass and Decorating Company («Компания стекла и декорирования Тиффани»). На самом деле, предыдущий завод сгорел в 1892 году, и Тиффани немедленно его выкупил, рекордно быстро переоборудовав. Это была тихая почти сельская местность, идеально расположенная для экспериментов Луиса Комфорта, вдали от конкурентов и любопытствующих. Удачное расположение железной дороги упрощало и сокращало расходы на доставку сырья. Большая часть фабричных рабочих и служащих были жителями Квинса.

Вид на печи и студии Tiffany Glass and Decorating Company в 1893 г.

Вид на печи и студии Tiffany Glass and Decorating Company в 1893 г., с местной церковью на переднем плане. Квинс, Нью-Йорк.

На новой фабрике для Тиффани работали квалифицированные химики и мастера. Руководил предприятием опытный искусный стеклодел, английский эмигрант Артур Дж. Нэш. Под его руководством разработано много новых видов стекла, фактур и найден широкий спектр оттенков всех мыслимых цветов.

Вскоре после открытия завода, начал применяться метод, когда различные цвета смешиваются в расплавленной стекольной массе, достигая в остывшем материале эффекта постепенного цветового перехода или затенения текстуры. Тогда же, с 1893 г. начинает производиться фирменное радужное стекло, для которого Л.К. Тиффани впервые использует новый термин Favrile. Вначале термин звучал, как Fabrile, от староанглийского «ручная ковка», но затем был изменен на более звучное старое французское слово Favrile («ручная работа»). В ноябре 1894 г. термин введен, как торговая марка и зарегистрирован в патентном ведомстве США. Позже, со штампом Favrile, вместо инициалов LCT, производятся все предметы из стекла, керамики, эмалей.

В 1897 г. Л.К. Тиффани открывает при заводе Corona магазины для продажи металлических изделий.

В 1900 г. открыт небольшой гончарный цех, а с 1903 г. керамика выпускается с маркировкой Favrile.

По мере роста бизнеса, Тиффани расширяет предприятие в Квинсе. Он строит через дорогу от завода большое кирпичное здание Allied Arts Company (позже Tiffany Studios), где размещает деревообрабатывающие цеха, отдел ламп и люстр, литейные цеха для изделий из латуни, бронзы, железа. Это позволило ему производить все – от мебели, осветительных и настольных приборов до дверей, лифтов и монументальной скульптуры. Какое-то время его бронзовый литейный цех был самым крупным в соединенных Штатах. На производственном пике фабрика насчитывала несколько сотен рабочих. К 1900 г. заводской склад Тиффани, крупнейший тогда в мире, содержал более 200 тонн рассортированного по различным типам оттенкам и фактуре стекла.

Здание Allied Arts Company

Здание Allied Arts Company.

Преданная команда

На производстве Луиса Комфорта работали талантливые химики, дизайнеры, ремесленники, которые реализовывали художественные проекты Тиффани и создавали свои. Рождение всех объектов – результат совместных усилий, начиная от изготовления листового стекла и чертежей задуманной конструкции, заканчивая сборкой и отделкой изделия. За прекрасным стеклом Tiffany находился труд многих людей.

Луис комфорт был общительным человеком, ему удалось собрать команду единомышленников, которая ни один год успешно продвигала продукцию на рынке и создавала произведения стекольного искусства.

Артур Дж. Нэш (1849–1934)

Артур Дж. Нэш (1849–1934)

Был заведующим заводом Тиффани, курировал все аспекты производства листового и дутого стекла. В 1892 году он руководил строительством завода Tiffany Glass. Нэш сыграл важную роль в успехе Тиффани. Он разработал формулы для новых видов стекла, чтобы получить впечатляющие цвета и художественные эффекты, удовлетворяющие Луиса Комфорта. Его вклад в искусство декоративного стекла был отмечен тремя серебряными медалями на Парижской выставке в 1900 году. Сыновья Нэша Дуглас и Лесли также работал у L. C. Tiffany и занимал важные руководящие посты.

Агнес Ф. Нортроп (1857–1953)

Была главным художником Л.К. Тиффани, проработав с ним почти 50 лет. Она разработала по его эскизам почти все ландшафтные и цветочные композиции витражных окон, создавала много своих проектов. Положение Нортроп на предприятии было особо привилегированным. Она была одной из самых высокооплачиваемых женщин в стране того времени, ей, как и ее коллегам мужчинам, была выделена собственная студия, она получала наравне с мужчинами признание международного уровня за свои работы. Была награждена за витражные конструкции серебряной медалью на Парижской всемирной экспозиции в 1990 г.

Клара Дрисколл (1861—1944)

Клара Дрисколл (1861—1944)

Клара Дрисколл в рабочем помещении с другим сотрудником Тиффани.1901.

Была менеджером женского отдела резки стекла, для мозаик и абажуров. Училась в школе дизайна в Кливленде и Нью-Йоркской художественной школе при музее Метрополитен. Была дизайнером и разработчиком приблизительно тридцати моделей ламп, включая знаменитые «Глицинии», «Стрекоза», «Пионы». Первым ее проектом были «Нарциссы». Разрабатывала также бронзовые вазы и небольшие модные товары. В 1990 г. получила на Парижской всемирной выставке две бронзовые медали, одну – за лампу Dragonfly. Считается, что проработала у Тиффани в общей сложности двадцать лет. В то время замужним дама было не принято работать. После гибели первого мужа миссис Дрисколл устроилась на завод и успешно работала в течение нескольких лет, пока снова не собралась выйти замуж. Художница уволилась с завода, но свадьба расстроилась и Tiffany Glass с удовольствием взяла ее обратно. В этот период ею созданы лучшие произведения. Окончательно покинула студию в 1909 г., вторично выйдя замуж.

Мэй Фаллер (1891–1975)

Мэй Фаллер (1891–1975)

Срок ее работы в Tiffany Studios неизвестен. Из писем и слов ее семьи, известно, что она участвовала в создании мозаик, в том числе и занавеса для Национального театра в Мехико в 1909 г. Фаллер также работала в отделе церковных окон, а затем служила в качестве секретаря отдела. Она позировала для окна «Купальщицы», разработанного Тиффани и установленного в Laurelton Hall. Это окно считается венцом витражного мастерства Тиффани.

Семейная жизнь Л. К. Тиффани

В XIX веке состоятельные люди были обязаны иметь семью, и Тиффани полностью придерживался традиционных взглядов. В 24 года он женился на привлекательной девушке, принадлежащей к его сословию – Мэри Вудбридж Годдард, с которой счастливо прожил 12 лет. В этом браке у него родилось 5 детей, двое из которых ушли из жизни в младенческом возрасте. В 1884 году после болезни умирает и Мэри, оставив на руках мужа троих детей.

Спустя два года по настоянию родных Л. Тиффани обручился с Луизой Уэйкман Нокс, дальней своей родственницей, которая подарила ему еще троих детей. Однако и этому браку не суждено было продлиться долго. В 1904 году художник снова остался один с детьми, и уже не стал предпринимать каких-либо попыток найти спутницу жизни. Можно сказать, что судьба сама сделала ему подарок. В 1910 году, заболев, ему наняли сиделку – Сару Хардли, которая впоследствии стала его возлюбленной и компаньонкой. Они прожили вместе до конца дней Тиффани и, несмотря на то, что он страстно хотел узаконить отношения, они так и не поженились.

Л.Т. Тиффани с внучкой и Сарой Хардли 1930 г. Южная Флорида

Л.Т. Тиффани с внучкой и
Сарой Хардли 1930
г. Южная Флорида.

В 1914 г. Чарльз Декей издал 492 экземпляра книги The Art Work of Louis C. Tiffany, напечатанные на японской бумаге, в переплете из окрашенного, золоченого картона с теснением. Экземпляры были предназначены для частного распространения. Дополнительно было напечатано еще 10 копий на пергаменте и в бронзовых переплетах.

В 1916 г. Тиффани отмечает свой 68 день рождения. Для 300 гостей устраивается маскарадное шоу «Поиск красоты» и ретроспективная выставка художественных работ хозяина.

1919 г. Тиффани отходит от дел Tiffany Studios. В 1920 г. Стекольный завод Tiffany реорганизуется, его управляющим назначен Дуглас Неш. В 1924 г. Тиффани продает завод Дугласу Нешу, и предприятие именуется Douglas Nash Company, которое просуществовало до середины тридцатых годов. С 1920 г. Тиффани проводит большее количество времени в зимней резиденции Comfort Lodge в Майами с компаньонкой Сарой Хардли.

Луис Тиффани до последних дней не оставлял живопись

Луис Тиффани до последних дней не оставлял живопись.

В 1932 г. проведена полная инвентаризация имущества Tiffany Studios, и фирма признана банкротом.

В 1933 г. 17 января Луис Комфорт Тиффани умер в своей зимней резиденции Comfort Lodge в Майами.

Творчество

Л.К. Тиффани – тот редкий случай, когда желать – внутреннее стремление к созданию произведений искусства совпало с действием – мочь – умением творить красоту. Вся жизнь мастера лишь подтверждение столь редкостного дара. Поэтому так многогранная его творческая жизнь.

Тиффани – прекрасный художник. Его акварельные наброски, эскизы, зарисовки к витражным композициям наряду с полноценными полотнами на холсте хранятся в музеях мира.

Тиффани – витражист, волшебник по созданию панно из разноцветного стекла. Его витражи украшают знаменитые частные дома США и Европы.

Тиффани – мозаист. Совершенные декоративные панно, купола, украшающие часовни не знали себе равных в технике исполнения и богатстве палитры.

Тиффани – мастер стеклоделия, экспериментатор, новатор, создатель необычной техники обработки стекла. На своем заводе он с успехом выпускал предметы быта: лампы, абажуры, вазы, фужеры.

Свежие записи

Швейная машинка Зингер - сколько ходит мифов и легенд об этом устройстве, сколько возникает вопросов. Однако чтобы ответить на большинство из них, достаточно просто обратиться к истории

Вещи с историей всегда манят людей каким-то загадочным шармом, поэтому винтаж так легко завоевывает наши сердца. Но как отличить настоящий винтаж от старья, ведь далеко не все старинные вещи называются винтажными

Empire черпал вдохновение в греческой культуре, во многом благодаря египетским походам Бонапарта. Наполеон рассматривал архитектуру и искусство только через призму восхваления себя и своих воинских заслуг

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно