Скульптуры Гудона
Клейма на изделиях Гудона
Биография скульптора
Известный скульптор Жан-Антуан Гудон вырос в семье художницы и консьержа Королевской школы, благодаря чему он уже с детства оказался в художественной среде. Будучи мальчишкой, будущий мастер тайно проникал в мастерские, где учились стипендиаты Академии художеств, и подолгу лепил из глины. В один прекрасный момент преподаватели школы обратили внимание на то, что у ребенка есть незаурядные способности к скульптурному ремеслу и стали помогать ему учиться. Позже Гудон не только учился в Академии художеств у таких известных мастеров, как Мишель Слодтц, но и за выдающиеся успехи в учебе был отправлен в Рим для дальнейшего освоения ремесла.
Более всего Гудона увлекала пластическая анатомия, освоением которой он, по его собственным словам, занимался на протяжении всей жизни. Находясь в Италии, мастер каждый день бывал в анатомическом театре, и это пристальное отношение к анатомическим особенностям человека в дальнейшем позволило ему стать настоящим виртуозом в портретной скульптуре. Именно портреты известных деятелей разных стран, которые он передавал не только с большой живостью и точностью, но и с глубоким пониманием личности человека, прославили его на весь мир и обеспечили крупными заказами от знатных особ.
Одной из крупнейших его работ по изготовлению скульптур видных деятелей была огромная бронзовая статуя Наполеона, на создание которой у автора ушло около четырех лет. К сожалению, статуя до наших дней не сохранилась.
Интересно, что Гудон не только создавал формы, но и сам же отливал их в бронзе и других материалах, что было редким явлением среди скульпторов, и позволяло ему самому тиражировать собственную продукцию.
В начале 19 века Гудону присвоили звание кавалера ордена Почетного Легиона и пригласили на должность профессора в школу живописи Французского института. Там он преподавал вплоть до 1823 года — года смерти своей жены. Вероятно, потеря супруги и преклонный 82-летний возраст мастера не позволили ему продолжить активную творческую деятельность. Скончался знаменитый скульптор в своей мастерской в возрасте 87 лет.
За свою жизнь Жан-Антуан Гудон создал множество замечательных работ, которые увековечили его имя и до сих пор являются достоянием многих музеев и частных коллекций. Бронзовые изделия, созданные по моделям Гудона, представляют значительный интерес с точки зрения коллекционирования.
Скульптуры Гудона
Скульптурные портреты известных деятелей
Гудон прославился в первую очередь как мастер портретной скульптуры, так как умел с небывалой точностью уловить и передать в материале характерные для того или иного деятеля черты.
Первыми работами, после которых об авторе заговорили, стали скульптуры «Святой Бруно» и «Иоанн Креститель». Создавая их, он следовал академическим традициям, которым был обучен в художественной школе. Работы впечатляли своей точностью и глубиной воспроизведения. В дальнейшем Гудон начал отходить от канонов и творил в свойственной только ему манере.
В отличие от других скульпторов и живописцев мастер не пытался приукрасить действительность, но умел в каждом человеке увидеть его таланты, положительные черты. За счет этого даже безобразные лица удавалось сделать прекрасными, ничуть не добавляя какой-то внешней красоты в виде пухлых щек, округлого подбородка или других более привлекательных черт. Как рассказывал Гудон, секрет этого заключался в том, что при работе с натуры он привлекал внимание натурщика каким-либо вопросом и изображал его в тот момент, когда ответ вот-вот готов был сорваться с уст. Передать живость взгляда ему помогала и собственная техника исполнения, благодаря которой глаза скульптуры были полны жизни, блеска, будто бы они были настоящими.
Все эти умения и особое видение Гудон использовал при создании известной скульптуры писателя и философа Дени Дидро. Скульптор отказался от характерной для того времени манеры изображать деятеля культуры в парике. Он изваял его таким, каким представлял в работе, — с философски задумчивым, но в то же время очень живым и ясным взглядом и характерной позой.
Не менее удался ему и портрет Вольтера. Для создания скульптуры известнейшего философа-просветителя Гудон использовал снятую им маску. В то время как на портретах искусных художников Вольтер представлен в классическом стиле (в нарядном костюме, длинном парике, смотрящим на зрителя), Гудон помещает философа в свободную обстановку. На смену величественной осанке и парадному костюму приходит расслабленная поза в кресле, свободная мантия и повязка на голове. Особенно впечатляющим выглядит взгляд Вольтера, который одновременно полон мудрости и жизненной силы. Библиограф Р. Минцлов писал об этой скульптуре, что на устах философа играет невыразимая улыбка, понимание которой может прийти только после чтения сочинений Вольтера.
Литейщики охотно делали копии работ Гудона, что также стало одной из главных причин широкой известности мастера во всем мире. В частности, на знаменитом французском заводе Фердинанда Барбедьена работы Гудона отливали неоднократно.
Успех со скульптурой Дидро привел к тому, что сам Дидро поделился впечатлением со своим приятелем бароном Ф.М. Гримом — корреспондентом Екатерины II. Императрице так понравились работы Гудона, что она неоднократно заказывала ему дорогие скульптуры. Среди них был ее собственный портрет, выполненный в мраморе, несколько скульптур Вольтера и других видных деятелей. Не отставали от Екатерины II и российские аристократы, которые также заказывали у мастера портретные скульптуры или надгробия.
Гудон создал целую скульптурную летопись своей эпохи, запечатлев в мраморе, терракоте, бронзе и других материалах известнейших людей того времени. Среди них были Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин и многие другие видные деятели. Скульптуру Вашингтона мастеру заказали американцы, пораженные его талантом. Чтобы создать величественную композицию, Гудону пришлось взять на полгода отпуск и ехать в Америку, где он и работал над скульптурой Вашингтона.
Также автору удалось великолепно передать образы своих дочерей. Скульптуры Сабины, Клодины и Анны-Анж показывают, что Гудон не только прекрасно разбирался в характерах своих дочерей, но и мог передать всю невинность детских лиц, еще не омраченных заботами или тревогами.
Мастерство литейщика
Гудона интересовала не только лепка, но и процесс литья. По его собственным словам, такая разноплановость позволяла ему быть сразу в двух ролях: в роли скульптора он мог творить, а в роли литейщика воспроизводить других. Умение отливать скульптуры по своим моделям давало ему преимущество перед другими скульпторами, так как в этом случае ему не приходилось подписывать контракты с литейными домами, а также платить за каждую форму при отливке, ведь он сам и был их автором.
Увлечение пластической анатомией привело к тому, что в процессе изготовления скульптур мастер делал точнейшие измерения, чтобы достичь полного сходства с натурой. Известен случай, когда эта точность помогла определить подлинность останков исторического персонажа. В начале двадцатого века американское правительство занялось перевозкой останков адмирала Джона Пола Джонса, участника войны за независимость США. Однако возникли сомнения в том, что останки похороненного человека действительно принадлежат адмиралу. В итоге все сомнения были развеяны после того, как череп умершего сравнили с его скульптурой, созданной Гудоном. Мастер был так точен в своей работе, что вылепленная голова до миллиметра совпала с черепом усопшего.
Пик литейного дела Гудона приходится на 1780-1790-е годы. Тот факт, что литейщик сам же и был скульптором, давал ему еще одно преимущество. Он вылеплял очередную фигуру в глине, а потом делал для нее гипсовую форму. Это позволяло ему тиражировать свои работы, отливая их в самых разных материалах. Мастер тиражировал собственные скульптуры как в гипсе или терракоте, так и в бронзе или мраморе. Лично участвуя в отливке, он сам дорабатывал каждую модель. Его первые бронзовые скульптуры имели характерную шероховатую поверхность, а более поздние произведение были отполированы.
Классические образы по-новому
Деятельность скульптора началась с создания мифологических образов, к чему его обязывали требования академической системы обучения. В числе первых работ была «Весталка», а наиболее значительными трудами в этом направлении являются «Морфей» и «Диана-охотница».
Скульптура Морфея выглядит очень органично. Спящий бог сновидений словно сливается со скамьей, повторяя своим телом ее форму. В статуе автору удалось передать покой и расслабленность, характерные для ничем не встревоженного спящего человека. Статуя была создана в 1771 году, а восемь лет спустя скульптор выставил уменьшенную версию «Морфея» на конкурсе и был вознагражден званием действительного члена Академии живописи.
Скульптура «Дианы-охотницы» вызвала многочисленные споры о том, можно ли так откровенно выставлять женское тело. Нельзя не отметить, что в обнаженной Диане представлена одновременно грация, женственность и огромная внутренняя сила, которая и должна присутствовать в богине растений, животных, охоты и плодородия. Эта работа считается одной из самых известных скульптур 18 века.
Еще больший скандал разразился вокруг работы «Озябшая», выполненной автором в 1783 году и являющейся аллегорией зимы. Классическая школа изображала зиму в виде укутанного в плед и дрожащего от холода старика или старухи. Гудон решил полностью отойти от канонов и изобразил зиму в виде прекрасной юной девушки, которая прикрывает накидкой лишь верхнюю часть туловища. Нижняя часть остается обнаженной.
Поскольку Гудон был просто виртуозом в плане пластической анатомии, ему удалось передать образ девушки невероятно реалистично, чувственно и женственно. Такой ход был столь смелым для того времени, что даже сам автор сомневался, стоит ли делать скульптуру такой откровенной. Доказательством этого сомнения является один из эскизов, по которому велась работа. На эскизе у скульптуры обнажены только живот и грудь.
Одна из причин, по которой Гудон решился создать такое фривольное произведение, была связана с заказчиком. Статуя создавалась для богатого коллекционера, который планировал выставлять ее в частных помещениях, то есть там, где было значительно меньше запретов и ограничений. Другая причина заключалась в вечном соперничестве с талантливым французским скульптором Огюстеном Пажу и желанием ответить на его обнаженную «Психею».
Интересно, что у «Озябшей» была парная скульптура, являющаяся аллегорией лета. Но первая так затмила вторую, что о существовании последней многие даже не догадываются. Когда в 1785 году Гудон попытался выставить свое творение на популярном салоне в Лувре, руководители выставки долго сомневались, можно ли ее представить публике, и даже планировали поставить скульптуру в угол, чтобы прикрыть ее обнаженную заднюю часть. В итоге в приеме скульптуры было отказано.
Наконец, после революции во Франции, а также революции в сфере искусства «Озябшая» была не только представлена на выставке, но и стала одной из самых продаваемых работ автора наряду с «Дианой-охотницей».
Клейма на изделиях Гудона
С ростом бронзолитейного производства, его механизацией, а также с появлением станков, которые позволяли делать многочисленные копии с оригинальных художественных произведений, проблема определения авторства встала очень остро. Особенно это касается камерной бронзы, где наблюдается как приписывание сходных работ тому или иному известному автору, так и подделка особо популярных моделей.
Гудон, как и его современники, подписывал свои работы довольно редко. Даже те, которые отливал самостоятельно. Зачастую на его работах можно встретить только клейма тех литейных домов, которые делали копии по его оригиналам. В частности, на его изделиях встречается фамилия Ф. Барбедьена и круглое клеймо с портретом А. Колла, так как именно в литейном доме Барбедьена на станке Колла делали отливку в бронзе многих моделей Гудона.
Чаще всего при указании авторства Гудон прописывал в клейме свою фамилию на французском языке: Houdon.
Вероятно, Гудон подписывал только те работы, которые были ему дороги или создавались для важных заказчиков. Так, сотворив мраморную голову своей дочери Сабины, Гудон написал на скульптуре свою фамилию. Именно эта коротенькая надпись определяла ту огромную сумму, за которую оригинальная работа французского мастера могла быть продана на аукционе. Но ей не суждено было попасть в частную коллекцию. Удивительной скульптуре пришлось многое выдержать, прежде чем советский химик Марк Семенович Немцов передал ее в Эрмитаж.
Другим примером подписанных работ мастера является бюст российской императрицы Екатерины II, который изготавливался с особой тщательностью. Позже этот бюст заказал русский коллекционер граф П.С. Строганов. На обеих работах имеется подпись, которую затем пытались подделывать создатели фальшивых изделий. Интересно, что на одном из бюстов обозначен 1773 год — то время, когда была сделана реплика, а не сама модель. Сам бюст Гудон изготовил двумя годами ранее. Хотя литейщики обычно указывали на изделии дату создания модели, а не дату отливки, Гудон поступал наоборот.
Также фамилия Гудона стоит на ряде известных статуй, таких как «Озябшая».
Клеймом помечены и лучшие бюсты Дидро. Автор создавал несколько вариантов, но только самые лучшие из них, включая терракотовое изделие для Лувра, помечены специальным клеймом с надписью на французском языке: Academ. Royale de peinture et sculpt. Houdon Sc. Это надпись в переводе на русский звучит так: «Академия. Королевская живопись и скульптура. Ск. Гудон». Буквы Sc, вероятно, являются сокращением французского слова sculpteur (скульптор).