Работы Виноградова
Клейма Виноградова
История фарфорового гения
Учеба
Дмитрий Иванович Виноградов, которого по праву считают отцом русского фарфора, родился в Суздале в 1720 году. В начале 1730-ых годов отец отправил мальчика на учебу в московскую академию, где юный Дмитрий встретился с молодым М. Ломоносовым. Несмотря на девятилетнюю разницу в возрасте два будущих гения стали хорошими друзьями и вместе осваивали премудрости разных наук в России и за ее пределами.
Получив образование в московской Славяно-греко-латинской академии, Виноградов в числе лучших учеников продолжил учебу в Санкт-Петербурге, где добился небывалых успехов. После этого Виноградова и Ломоносова отправили в Германию к известнейшему в Европе профессору Х. Вольфу и советнику И. Генкелю. Там Виноградов в деталях осваивал горное дело. В 1741 году он также изучал рудники в трех немецких городах.
Список студентов, принимаемых в Марбург. 17.11.1736 г. На третьей и четвертой строке списка значатся Ломоносов и Виноградов.
Вернувшись на родину, просвещенный молодой человек с таким блеском сдал экзамены Берг-коллегии, что президент заведения В.С. Райзер отозвался весьма высоко о его успехах. Райзер отметил, что не знает ни одного заграничного мастера, который разбирался бы в своем деле лучше Виноградова. Молодого специалиста по горному делу наградили чином бергмейстера, который обязывал распоряжаться работами на руднике.
Первые эксперименты с фарфором
Виноградов должен был отправиться работать на рудники, однако у императрицы Елизаветы Петровны были свои виды на талантливого технаря. Она велела направить его в Кабинет для выполнения секретного дела. Как выяснилось позже, этим тайным и невероятно трудным делом оказалось создание в стране фарфорового производства.
О фарфоре в России тогда могли только мечтать, поскольку рецепты уже выпускаемых в Китае и Европе фарфоровых изделий хранили в строжайшем секрете. Многие заграничные умельцы, выдававшие себя за знатоков фарфорового производства, на самом деле были обычными мошенниками. Одним из них оказался Христоф Гунгер, приглашенный императрицей в Санкт-Петербург с целью организации здесь производства. К Гунгеру приставили смотрителя И.А. Черкасова и специалиста по горному делу Д.И. Виноградова. Однако иностранный плут два года водил всех за нос, так и не сумев получить фарфор. В итоге Гунгер был выставлен из России, что освободило место Виноградову.
Чтобы открыть рецепт изготовления фарфора, Виноградову пришлось совершить настоящий подвиг. Он шаг за шагом ставил опыты с глинами разных месторождений, изменял условия обжига, сам сконструировал печи, пока не получил фарфор высокого качества.
Достижения Виноградова
После огромного количества экспериментов Виноградову удалось получить отличный фарфор, который мог сравниться с мейсенскими работами. Чтобы потомкам не пришлось «вновь того в поте лица» искать, свои открытия первооткрыватель русского фарфора изложил в рукописях, прибегая к шифрованию.
Виноградов не только открыл секрет изготовления фарфора, но и исследовал разные месторождения глин, написал инструкции по промывке глин, экспериментировал с разными видами топлива для обжига изделий, сам разрабатывал проекты печей и горнов, а затем руководил их строительством, сам же открыл формулы красок для росписи по фарфору и занимался другими вопросами. Одновременно с организацией всего производства Виноградов готовил специалистов разного уровня по изготовлению и росписи фарфора.
Таким образом, за несколько лет работы в тяжелейших условиях Виноградову удалось не просто открыть тайну изготовления фарфора и глазури для росписи, но и создать завод с налаженным фарфоровым производством. На порцелиновой мануфактуре, созданной Виноградовым, выпускали изделия ко Двору, которые императрица часто использовала в качестве дипломатических подарков.
Причины ранней смерти
Казалось бы, отец русского фарфора должен был утопать в роскоши, похвалах и наградах. Но так сложилась его судьба, что при жизни Виноградов не получил ни одной благодарности за то величайшее дело, которое он сделал для своей родины. Напротив, фарфорового мастера подвергали всяческим мукам, заставляли жить и работать в нечеловеческих условиях.
Опасаясь, что Виноградов может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. Дошло до того, что в 1754 году надсмотрщик за Виноградовым Черкасов приказал неотлучно держать мастера у работающей печи. Черкасов не понимал, что в развивающемся производстве фарфора неизбежны трудности, неудачи. Его интересовало только увеличение производства, поэтому за любой неуспех Виноградова лишали жалованья и били плетьми.
Не имея права отправиться в родной Суздаль, не видя свою семью, страдая от одиночества и перенося издевательства, русский гений сильно ослаб, заболел физически и психически. В один из дней он написал в рабочем дневнике о том, что рано стал стариком. Позже Виноградова посадили на цепь, как собаку. В результате такой тяжелой жизни в 38 лет создатель русского фарфора скончался, а его кладбище затерялось еще в 18 веке.
Память о Д.И. Виноградове
Современники не оценили вклада Дмитрия Ивановича Виноградова в появление и развитие в России фарфорового производства, однако потомки помнят его заслуги.
На Ленинградском фарфоровом заводе есть мемориальная доска, отдающая дань основателю российского фарфорового производства:
В Суздале в честь изобретателя русского фарфора назвали улицу Виноградова, расположенную рядом с кремлевским комплексом.
До настоящего времени дошло лишь несколько фарфоровых изделий Д.И. Виноградова и некоторые его книги, описывающие секреты производства фарфора. Весь сохранившийся фарфор Виноградова имеет на сегодняшний день огромную ценность.
Работы Виноградова
К своим первым опытам по изготовлению фарфоровых изделий Виноградов приступил в 1747 году. Опознать эти работы можно по характерному клейму, в котором прописан год изготовления и начальная буква фамилии создателя.
Работы по открытию рецепта первого в стране русского фарфора продолжались вплоть до 1752 года. Чтобы не утратить добытые в ходе многочисленных опытов рецепты качественного фарфора, Виноградов записывал их в рабочем дневнике. Записи приходилось делать на смеси латинского, немецкого, древнееврейского и других языков, чтобы рецепт фарфора оставался в строжайшем секрете.
Для самых первых изделий порцелиновой мануфактуры Виноградова характерен желтоватый или голубоватый оттенок черепка. Это связано с тем, что мастер пробовал разные составы фарфоровой массы, менял горн и качество обжига. В 1750-1751 гг. фарфоровые заготовки начали расписывать красками, которые специально привозили из других стран.
Всего за несколько лет успешных экспериментов Виноградов добился таких выдающихся результатов, что весной 1753 года организованная им порцелиновая мануфактура стала принимать заказы от частных лиц на изготовление фарфоровых табакерок. В двадцать третьем номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 1753 года было опубликовано соответствующее объявление.
Созданные табакерки были достаточно изящны. В них прослеживаются все элементы, которые в дальнейшем были характерны для российского фарфора: тонкая роспись с мельчайшей прорисовкой деталей, позолота, рельефный декор и изящность форм. Вот почему табакерки мануфактуры Виноградова так быстро обрели популярность. Им придавали самые разные формы: делали овальными, круглыми, многоугольными, в виде фруктов или корзин. Также были популярны пакетовые табакерки, которые представляли собой почтовые пакеты с именем владельца.
Кроме табакерок изготавливали чернильницы, трубки, пасхальные яйца, подсвечники и другую необходимую в быту утварь. Из посуды делали чашки, кружки, масленки и некоторые другие предметы. Их характерной особенностью были небольшие размеры, округлые формы, гармоничное сочетание формы и цвета. В качестве основных сюжетов брали военную или романтическую тематику, а также изображали цветочные композиции.
Отсутствие таких крупных изделий, как подносы или вазы, объяснялось тем, что в первое время у завода не было горна, который позволял бы обжигать большие предметы. Лишь в 1756 году, когда Виноградов построил большой горн, завод перешел на изготовление крупных изделий.
В этот период специально для императрицы был создан первый сервиз «Собственный». На ложках, чашках, блюдцах и других элементах сервиза присутствует узор, напоминающий известную на весь мир кобальтовую сетку. Некоторые авторы считают, что работница завода ЛФЗ А.А. Яцкевич создала ее, глядя на этот сервиз. Однако сама Анна Адамовна утверждает, что идея создания кобальтовой сетки пришла ей на ум при взгляде на заклеенные окна дома блокадного Ленинграда, где она в то время проживала.
В первых изделиях порцелиновой мануфактуры одноцветное покрытие золотой, пурпурной или иными красками применяли в основном для того, чтобы скрыть недостатки фарфоровой массы. В это время рисунки были простыми и не отличались богатой цветовой гаммой. В более поздний период необходимость в сплошных фонах отпала, так как удалось достичь равномерно белого черепка. Улучшились и техники росписи, что выразилось в появлении более сложных цветочных орнаментов, ландшафтов.
Интересно, что золотую краску для росписи, которая придавала изделию вид драгоценной вещи, Виноградов делал из золотых монет императорской казны. Золото ему поставлял Управляющий кабинетом Её Императорского Величества Черкасов.
Клейма Виноградова
Как только фарфоровый завод начал выпускать первую удовлетворительную продукцию, на изделиях появились клейма. В первых клеймах ставили букву W, обозначающую первую букву фамилии Виноградова, и указывали год изготовления.
Клеймо ставили до нанесения глазури синей краской. Поскольку никаких стандартов относительно размера, наклона, формы букв и цифр в то время просто не существовало, клейма отличались по технике исполнения и зависели от почерка и настроения мастера.
Кроме года изготовления в клеймах указывали и конкретную дату или номер рецептуры фарфоровой массы.
Также на дошедших до нашего времени изделиях встречается золотое рельефное клеймо, в котором кроме года изготовления и буквы W встречается сокращение «С.П.Б.», обозначающее Санкт-Петербург, то есть место производства данного изделия.