Антикварная площадка онлайн

Антикварная посуда Кузнецова: оценка стоимости

Матвей Сидорович Кузнецов Русский фарфор и фаянс при всей его практичности всегда отличал уникальный нарядный и живой стиль. Бытовая посуда русских мастеров во все времена выглядела необычайно живописной. Таким перед нами предстает кузнецовский фарфор и фаянс – нарядный и утонченный. В истории русского декоративно-прикладного искусства фарфор и фаянс Кузнецова хоть и сыграл немаловажную роль, но заслуженную высокую оценку, как антиквариат, получил относительно недавно. Дело в том, что посуда Кузнецова – это, в первую очередь, товар массового потребления XIX века. Соответственно, украшения и росписи делались штампами, нередко греша эклектикой и излишней пестротой. Особенно отчетливо это прослеживается в росписи продукции гарднеровской фабрики, где новые мотивы росписи наносили на уже устаревшие формы. Такие промахи породили неодобрительное отношение к продукции всего товарищества и даже закрепили за ней прозвище «кузнецовщина», которое применяли для обозначения безвкусных вещей.


Изделия декорировали романтичными сценами и пейзажами, цветами, изображениями модных в то время нимф и русалок, рисунки обрамляли золотом или просто краской.

Лишь в 70-х годах прошлого столетия искусствоведы обратили внимание на кузнецовский фарфор, как на одну из самых характерных черт периода историзма и модерна. В дореволюционной России Товарищество Кузнецова стало своеобразным прорывом керамической промышленности. Прадед основателя в 1812 году ввел фарфоровое производство в Гжели. А Матвей Сидорович Кузнецов продолжил его дело и в сравнительно короткий срок превратил наследство в целую империю, в которую входило 8 крупнейших фабрик по производству посуды. Изделия декорировали романтичными сценами и пейзажами, цветами, изображениями модных в то время нимф и русалок, рисунки обрамляли золотом или просто краской.

Чайная пара с крышкой. Около 1840 года.

Пример кузнецовского фарфора - чайная пара с крышкой, выполненная в сервском стиле около 1840 года.


Ассортимент кузнецовского товарищества был довольно разнообразен: столовые сервизы, различные фигурки, были и товары, производившиеся для восточных стран, такие как пиалы, блюда, и кальянные чаши.

Совсем недавно продукция товарищества Кузнецова завоевала сердца коллекционеров и по-настоящему вошла в моду. Русские коллекционеры, отдавая дань национальным традициям, пополняют свои коллекции яркими и праздничными образцами кузнецких фабрик.

Бывшее правление «Товарищества М. С. Кузнецова» (Мясницкая улица, 8).

Бывшее правление «Товарищества М. С. Кузнецова» по адресу Мясницкая улица, дом 8 в Москве. Построено по проекту архитектора Федора Шехтеля в 1899-1903 годах по заказу Матвея Кузнецова.



Цены на посуду Кузнецова могут варьироваться от 100 рублей до 100 долларов. Стоимость посуды Кузнецова зависит от многочисленных факторов. В первую очередь, от того, в каком количестве выпускалась та или иная вещь.


Кузнецовский фарфор Трактирная посуда, которая выпускалась массово, продается медленно и широко представлена на рынке антиквариата, средняя стоимость 200-300 рублей. В то же время редкие блюда в хорошем состоянии, без сколов и трещин в цене могут достигать 1000 евро. Средняя стоимость блюда Кузнецова в отличном состоянии от 300 до 1000 рублей. При этом большую роль играет его размер и роспись. Супницы, соусницы или масленки Кузнецова продаются тяжелее всего. Антикварные тарелки Кузнецова по стоимости зависят от тех же качеств, что и блюдо. Тарелка из трактирных сервизов стоит обычно не более 150 рублей. Если же на ней присутствует живопись, то цена уже взлетает до 1300-1500 рублей. Отдельные экземпляры могут достигать стоимости 4000 рублей.

Фарфор Кузнецова будет стоить на 20-30% дороже, но сильной разницы в цене не ощущается. Стоимость полного сервиза Кузнецова составляет максимум 30000 рублей и зависит от качества изделий и их состояния.

Пример клейма кузнецовского фарфора.Кроме того, на изделии обязательно должно быть клеймо изготовителя. Ранние марки товарищества Кузнецова чаще всего имеют виньетирование и заключены в круг, чаще всего присутствует надпись «Фабрика братьев Кузнецовых». Само клеймо обычно вдавлено и прорисовано синим или зеленым цветом. На некоторых экземплярах могут присутствовать орфографические ошибки. В период широкого производства на изделиях ставили надглазурную маркировку зеленого или голубого цвета, реже встречаются золотые и даже красные с арабской вязью. У каждого завода и фабрики товарищества имелось свое клеймо с указанием завода или места изготовления. Подробнее про клейма в одной из наших следующих статей.

Свежие записи

Фарфоровый завод Батенина был построен в 1811 году на Выборгской стороне Санкт-Петербурга. Создан он был Петром Девятовым (сыном купца Ф.А. Девятова), однако в 1814 году Девятов продал свой завод торговцу фарфором Филиппу Сергеевичу Батенину

Князь Юсупов был очень богатым и образованным человеком, который много путешествовал по разным странам мира и имел пристрастие к коллекционированию разнообразных произведений искусства

История одного из ведущих частных фарфоровых заводов России первой половины 19-го века началась в селе Горубново Московской губернии. В 1804 году Карл Мелли, который ранее был комиссионером известной фарфоровой фабрики Гарднера, построил свой собственный завод

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно