Антикварная площадка онлайн

Крупнейший русский художник-портретист Д.Г. Левицкий и его живопись

Биография художника Дмитрия Левицкого
Творчество художника Д.Г. Левицкого с примерами картин
Цены, рекорды продаж картин Левицкого
Оценка, продажа и скупка картин Левицкого

Биография художника Дмитрия Левицкого

Левицкий Дмитрий Григорьевич родился в 1735 году в Киеве Российской империи в семье художника и гравера. Азам живописи мальчика учил отец, а также художник Алексей Антропов. Полученные умения в паре с тягой к живописи помогли молодому человеку поступить в Императорскую Академию художеств, когда ему было уже 23 года.

Д.Г. Левицкий (1735–1822)
Д.Г. Левицкий (1735–1822).

Долгие годы обучения не прошли даром, и в конце 1960-х о возмужалом Левицком заговорили. Он оказался талантливым портретистом и в 1770 году получил звание академика за то, что виртуозно изобразил ректора своего образовательного заведения. Позже Левицкому доверили руководство портретным классом академии, а также избрали и в Совет академии.

1770-е годы принесли живописцу не только звание, но и интересные заказы. Он писал парадные портреты императрицы Екатерины II, состоятельных людей, известных деятелей науки и культуры. Мастер создал знаменитую серию смолянок, о которой мы расскажем подробнее в следующем разделе. Помимо этого, Лецицкий писал иконы, работал над панно для триумфальных ворот и над другими государственными заказами.

Среди показательных работ художника назовем портрет Екатерины II, Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской и другие.

Д.Г. Левицкий. «Е.Н. Хрущева и Е.Н. Хованская». 1770-е гг.
Д.Г. Левицкий. «Е.Н. Хрущева и Е.Н. Хованская». 1770-е гг.

Живописи Левицкий посвятил всю свою жизнь. Не всегда его жаловали, тем не менее, он был до конца верен своему поприщу. Эта верность помогла ему достичь значительных успехов и оказать влияние на целую плеяду художников, среди которых был и известный портретист В.Л. Боровиковский. Ушел из жизни Дмитрий Григорьевич в 1822 году в возрасте 87 лет и был похоронен в Санкт-Петербурге.

Творчество художника Д.Г. Левицкого с примерами картин

Парадные портреты Левицкого

Левицкий прославился прежде всего своими парадными портретами, которые заметно отличались от живописи классической школы. В то время на академических портретах было принято изображать персонажей в торжественных нарядах в не менее торжественной обстановке какого-либо роскошного кабинета. Левицкий нередко отказывался от этих канонов, если другой наряд или обстановка лучше передавали образ модели. Например, богатого владельца горнопромышленных предприятий Прокофия Акинфиевича Демидова он представил отнюдь не в мундире с кучей медалей. Герой предстает перед зрителем в каком-то причудливом смешении: наряд домашний и в то же время претендующий на роскошь, поза торжественна и в то же время несколько манерна, а на фоне величественные колонны смешались с домашней обстановкой. Такое неожиданное сочетание Левицкий выбрал с целью подчеркнуть эксцентричность самого Демидова, в котором точно так же причуды смешивались с великолепной образованностью и щедростью.

Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773 г
Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773 г.

Для Левицкого в парадном и других типах портрета на первый план выходили черты характера модели. На своих полотнах художник помещал героев в определенную обстановку, которая раскрывала эти черты. Так, на парадном портрете Кокоринова ректор Академии художеств предстает перед зрителем за работой. Спокойный и уверенный в себе государственный деятель не позирует перед зрителем, как это делали многие именитые персоны. Левицкий изображает его со слегка откинутой полой дорогого наряда, обнажившей шпагу, и с жестом, указывающим на созданный Кокориновым план академии. Этим он отдает дань величию и многочисленным талантам ректора, который помимо управления образовательным учреждением был еще видным государственным деятелем и архитектором.

Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769 г
Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769 г.

Портреты в роли

Левицкий фактически создал новый жанр в портретной живописи — так называемый портрет в роли. Появился он благодаря заказу императрицы Екатерины II, которая поручила художнику изобразить воспитанниц первого в России образовательного учреждения для женщин — Смольного института благородных девиц. Основная цель такого заведения заключалась в том, чтобы в обществе были образованные женщины, которые приносили бы пользу как своей семье, так и всему обществу. Многие ученицы отлично проявили себя в учебе, в том числе в театральных постановках. Лучших из них, причем в театральных костюмах, и было решено запечатлеть на холстах.

Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой. 1973 г
Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой. 1973 г.

Левицкий подошел к этому делу со всем энтузиазмом и создал серию портретов, которые считаются наиболее выдающимися во всем его творчестве. Каждая девушка была изображена в определенной роли, причем мастер виртуозно поработал не только над их фигурами, но и над костюмами и обстановкой. Каждая картина одновременно была и портретом, и аллегорией определенной области, характеризующий восемнадцатый век. Например, воспитанница за арфой выступала аллегорией музыки, воспитанница за физическими опытами — аллегорией науки и так далее. В результате было создано семь ролевых портретов, которые еще называют смолянками Левицкого. Разместили их в Петергофе — резиденции самой императрицы.

Д.Г. Левицкий. Смолянки. 1772-1776 гг.
Д.Г. Левицкий. Смолянки. 1772-1776 гг.

Интимные портреты

Переход от парадного портрета к интимному произошел у Левицкого фактически еще при работе с серией смолянок. Екатерина II полагала, что художник создаст парадные портреты благородных девиц. Однако мастер не смог проигнорировать живость и очарование девушек, изобразив их в движении и во всей гамме чувств. Так произошел переход к интимному портрету, подразумевающему появление доверия между художником и моделью. Возможно, поэтому царская семья дорожила этой удивительной серией. Когда в дальнейшем был построен Русский музей, царь неоднократно отказывал в просьбе передать в музей уникальную серию картин. Однако в революционные годы они все же оказались в Русском музее, где хранятся и поныне.

Особенно ярко интимные портреты Левицкого характеризует портрет Марии Дьяковой. Традиционное позирование здесь уступает место красоте момента. Художник полностью погружается в этот момент, в котором у модели не остается желание позировать, а сохраняется лишь молодость, очарование и женственность.

Д.Г. Левицкий. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 г
Д.Г. Левицкий. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 г.

Цены, рекорды продаж картин Левицкого

Левицкий был выдающимся художником эпохи классицизма, поэтому его работы находятся в известных музеях и весьма редко появляются на аукционах. Рассмотрим две крупные продажи, которые состоялись не так давно.

В июне 2021 года на торгах Christie's в Лондоне появился портрет императора Павла I, созданный Левицким примерно в 1796 году. Еще в 2010 году эта картина стала сенсацией на выставке Левицкого, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2010 году. До этого момента о ней мало кто знал, так как работа находилась в частных коллекциях. Изначально портрет был в распоряжении полковника Андрея Квитки, который обладал обширной коллекцией живописи и даже одалживал некоторые картины для выставки Сергею Дягилеву. Портрет Павла I висел на стенах виллы Квитки в Риме, а после его смерти перешел по наследству в семью Голицыных. На аукционе холст выставили с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и продали за 862 тысячи фунтов.

Д.Г. Левицкий. Портрет императора Павла I. Около 1796 г.
Д.Г. Левицкий. Портрет императора Павла I. Около 1796 г.

2021 год оказался богат и на еще одну продажу картины Левицкого. В декабре на торгах MacDougall's в Лондоне был выставлен портрет Екатерины II и письмо императрицы о первой вакцинации. В нем императрица писала графу Румянцеву о необходимости делать прививки от черной оспы, причем сама подала пример другим. Лот вызвал живой интерес и был продан за 951 тысячу фунтов стерлингов. На сегодня это самый дорогой уход картин Левицкого с официальных торгов.

Д.Г. Левицкий. Портрет императрицы Екатерины II с письмом графу П.А. Румянцеву о вакцинации от оспы
Д.Г. Левицкий. Портрет императрицы Екатерины II с письмом графу П.А. Румянцеву о вакцинации от оспы

Благодаря этим двум работам Левицкий попал в ТОП-100 русских художников с самой дорогой продажей за последний год (занимает 13-е место), с самой дорогой продажей за период с 2000 года (занимает 88-е место) и с самым большим оборотом (занимает 14-е место).

Оценка, продажа и скупка картин Левицкого

Как оценить картину Левицкого

Приведенные выше примеры рекордных уходов картин Дмитрия Григорьевича Левицкого являются показательным примером того, на какие цены может претендовать его живопись. Однако это не означает, что любая его картина может иметь такой же успех. Цена конкретного холста определяется тем, к какому творческому периоду художника она относится, каковы ее размеры, состояние, провенанс и многое другое. При самостоятельной оценке можно значительно ошибиться в цене, что приведет либо к слишком долгому ожиданию покупателей, либо к невыгодной сделке. Поэтому рекомендуем заказать экспертизу картин Левицкого у нашего партнера.

Где и как продать картину Левицкого

Если ваша картина претендует на значительную сумму, наибольшую прибыль вам может принести участие в аукционе. Этот способ выгодный, но затратный и весьма долгий. Также вы можете найти покупателя на нашем сайте, который регулярно посещают заинтересованные в покупке ценители искусства. Для ускорения процесса рекомендуем подготовить описание картины и сделать качественные фотографии.

При желании совершить продажу быстро, рассмотрите наше предложение по скупке картин Левицкого. Если у вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.


Свежие записи

Получив образование, Рерих буквально окунулся в идею возрождения художественной Руси. В 1901 году он становится секретарем Общества поощрения художеств, позже — руководителем художественной школы, академиком РАХ и общества «Мир искусства»

Долгие годы Явленский провел за границей, его больше знали на Западе. Чтобы подчеркнуть свое дворянское происхождение, он именовал там себя Алексеем фон Явленским. Визитной карточкой художника были картины из серий «Абстрактные головы», «Медитации» и «Мистические головы»

Архипа Ивановича Куинджи называли живописным кудесником света за его удивительно тонкое восприятие оттенков и умение передать их на холстах. Его картины словно бы светились, они заставляли зрителей часами простаивать возле его чарующих пейзажей, помогали переживать чувство глубокой радости и наполненности от соприкосновения с природой

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно