Антикварная площадка онлайн

Самые дорогие и известные картины русских авангардистов

Знаменитые картины русского авангарда
Самая дорогая живопись русского авангарда

Многие века картины художников демонстрировали реальность почти с фотографической точностью. Всех, кто пытался рисовать вне рамок академических канонов, остро критиковали и объявляли безграмотными художниками. Однако живопись требовала развития, новых взглядов и многочисленных экспериментов, что стало возможным благодаря появлению авангардистов. Это плеяда художников, которые не боятся быть непринятыми, идут впереди своего времени и делятся с миром своим оригинальным видением. Русский авангардизм сформировался под влиянием западных веяний и был широко представлен многочисленными течениями: абстракционизмом, супрематизмом, лучизмом, и многими другими. Далее мы рассмотрим ряд известных произведений русского авангарда и приведем примеры наиболее дорогих картин этого направления.

Знаменитые картины русского авангарда

Картина К. Малевича «Черный квадрат»

Об этом произведении слышал каждый и видел его на репродукциях, хотя с оригиналом знакомы немногие. Именно картина «Черный квадрат» прославила Казимира Малевича на весь мир и до сих пор не дает покоя современникам. Казалось бы, в чем искусство изобразить на картине черный квадрат? Такая задача посильна каждому. Однако за простотой сюжета стоит нечто большее, ведь тем самым Малевич бросил вызов всему искусству, объявив отказ от старой и переход к новой живописи. Свою новую живопись художник назвал супрематизмом, в котором предметность уступала место вначале цвету, а затем простейшим фигурам — супремам (см. самые известные картины Малевича).

Само рождение гениального творения проходило в сложных условиях. В 1915 году в Петербурге должна была пройти выставка под названием «0,10», на которой Малевич планировал представить обществу открытое им направление супрематизма. Нужного количества картин у него не было, поэтому мастер трудился не покладая рук. В один из моментов такого творческого погружения ему внезапно пришла в голову идея, что не цвет, а именно черный квадрат должен стать основной фигурой супрематизма — главным символом отказа от традиционной живописи. Художника так потрясло это открытие, что долгое время он не мог ни спать, ни есть, и продолжал обдумывать эту идею. Сама же картина была в итоге размещена в так называемом красном углу выставки (на самом видном и почетном месте).

К. Малевич. «Чёрный супрематический квадрат». 1915 г.
К. Малевич. «Чёрный супрематический квадрат». 1915 г.

«Черный квадрат» принес Малевичу мировую славу, а его идеи вдохновили многих зарубежных авангардистов. Однако на родине его картины долгое время оставались под запретом и были представлены общественности лишь в конце 1970-х годов, а после этого были показаны и на зарубежных выставках. Эта картина волнует многие умы и сегодня, причем нередко на выставках для нее выделяют отдельный зал, чтобы зрители могли сполна насладиться удивительным произведением.

Картина В. Кандинского «Композиция VII»

Василий Кандинский внес огромный вклад в развитие абстракционизма и по праву считается одним из его основателей. Его заслуга заключается не только в изображении абстрактных полотен, но и активной деятельности: создании различных художественных организаций и музеев, активном участии в выставках, преподавании, кропотливом описании своих идей в книгах, организации охраны памятников и многом другом. Вся эта работа способствовала активному распространению его взглядов.

Одним из ярких примеров абстрактного видения художника стала картина под названием «Композиция VII». Она считается вершиной его творчества и ярко характеризует всю серию его абстрактных композиций.

В. Кандинский. Композиция VII. 1913 г.
В. Кандинский. Композиция VII. 1913 г.

При первом создании беспредметных полотен Кандинский пришел к выводу, что они могут быть различными и зависеть от того, в каком именно состоянии с ними работать. Так, под влиянием только что пережитых впечатлений рождается одна форма абстракции, при обдуманном выражении переживаний — другая. Наивысшей формой абстракции он считал композицию. Так как в композициях сюжета как такового не было, художник не давал им названий, а только добавлял номера. Тем не менее, сюжетные линии в его произведениях были. Например, шестая композиция стала плодом его размышлений и переживаний на тему Всемирного потопа, творения и рождения нового на месте старого.

Картина «Композиция VII», по словам художника, оказалась самой сложной за всю его творческую деятельность. Она стала продолжением предыдущей композиции, но включила в себя еще больше тем библейского характера. Чтобы полно выразить все свои чувства и представления на эту тему, Кандинский вначале подготовил примерно три десятка эскизов, а само полотно было впечатляющих размеров 2 на 3 метра. Находясь рядом с таким монументальным произведением, зрители были поражены необычными формами и цветами, их переходом друг в друга, а также сложной текстурой мазков, которые вблизи создавали еще более глубокое впечатление. Работа «Композиция VII» считается пиком абстрактного творчества Василия Кандинского.

Картина М. Шагала «Я и деревня»

Одним из самых известных представителей художественного авангардизма двадцатого столетия считается Марк Шагал. Он всегда хотел выражать себя в живописи особым образом, но наталкивался на непонимание русских коллег и зрителей. В заграничных поездках он был весьма впечатлен зарубежной живописью и решил, что русское искусство нуждается в серьезном обновлении.

Одним из показательных примеров его необычного живописного видения является работа «Я и деревня». В ней художник отходит от традиционного способа построения композиции: зритель может одновременно видеть пересечение разных плоскостей и образов, прямые и перевернутые объекты и в этом причудливом слиянии чувствовать передаваемые художником эмоции. А последние были глубокими, ведь даже на чужбине Шагал изображал столь дорогие его сердцу сельские виды. Картина «Я и деревня» в то же время символична, так как в ней показано несколько важнейших жизненных круговоротов «человек-животное», «мужчина-женщина» и других. Это бесконечно повторяющиеся в природе и обществе процессы, которые так тонко почувствовал художник.

М. Шагал. «Я и деревня». 1911 г.
М. Шагал. «Я и деревня». 1911 г.

Картина М. Ларионова «Петух (лучистый этюд)»

Михаил Ларионов внес немалую лепту в развитие живописного авангардизма. Одним из значительных его открытий стало создание нового направления под названием лучизм. Согласно его теории, основным элементом живописи признается луч как первооснова всех пространств и форм. Именно из отражаемых предметами лучей и стоит строить картину, отказавшись от изображения самих этих предметов. Тем самым и зритель уводится больше в ощущения, чем простое рассматривание. По словам самого художника, лучизм стирает границы между натурой и плоскостью холста и в этом смысле он похож на мираж в знойном воздухе пустыни.

Одной из самых известных картин Ларионова в стиле лучизма стала работа «Петух (лучистый этюд)». При изображении птицы художник отказался от идеи скрупулезного изображения каждой ее детали. Вместо этого он сосредоточился на лучах, отражающихся от поверхности петуха и идущих в разные стороны. Фактически картина не только стала загадочной (каждый пытался в ней разглядеть петуха и даже усматривал какой-то свой сюжет), но и позволяла зрителю больше сосредоточиться на ощущениях, чем на осмыслении. Сама эта возможность, эта свобода от детализации картины столь поразила его, что Ларионов с большой радостью погрузился в создание этой и многих других картин в открытом им стиле лучизма. В дальнейшем его идеи подхватили другие художники, в частности известная русская художница Наталья Гончарова.

М. Ларионов. «Петух (лучистый этюд)». 1912 г.
М. Ларионов. «Петух (лучистый этюд)». 1912 г.

Картина М. Ротко «Оранжевый, красный, желтый»

Марк Ротко стал очень популярным благодаря собственному оригинальному стилю цветовых полей. Познакомившись с произведениями многих других авангардистов, среди которых были абстракционисты, сюрреалисты и другие, художник все более хотел в живописи погружаться в эмоции. По этой причине от узнаваемых образов он постепенно перешел к изображению цветовых прямоугольников.

Одним из ярких примеров его живописи цветовых полей является картина «Оранжевый, красный, желтый». Она же прославилась еще и тем, что стала самой дорогой картиной русских художников, которые продавали на торгах с 2000 года. Сумма ее ухода с аукциона составила баснословные 87 млн долларов. Изображая на больших холстах целые цветовые поля, Ротко обратил внимание на то, какие сильные эмоции испытывает. Это привело его к желанию погружать в такие же эмоции и зрителей. С этой целью он создавал огромные полотна, а края всех своих прямоугольников делал размытыми, чтобы у зрителя создавалось ощущение их невесомости в пространстве. В частности, на названной картине представлен яркий красный, который художник считал цветом жизни и изображал на многих своих холстах.

М. Ротко. «Оранжевый, красный, желтый». 1961 г.
М. Ротко. «Оранжевый, красный, желтый». 1961 г.

Чтобы ничто не отвлекало зрителя от влияния такого огромного красочного холста, и он мог всем телом ощутить влияние на себя цвета, художник создавал в выставочных залах специальную атмосферу: окна тщательно закрывались, свет был неярким, а сами картины размещали без рам. И ему это удалось с лихвой, так как зрители испытывали на его выставках глубочайшие эмоции.

Картина Н. Гончаровой «Автопортрет с жёлтыми лилиями»

Наталья Гончарова пробовала себя в разных стилях. В разные периоды в ее работах можно встретить элементы лучизма, кубизма, неопримитивизма и других. Но характерным стилем художницы стало смешение модных в то время направлений с неизменной преданностью родине. Какой бы стиль она ни выбирала для очередной работы, сама картина отражала дух, традиции, быт, сказания русского человека. За самобытность и смелость ее даже прозвали амазонкой авангарда. Кстати, талантливая художница является родственницей Натальи Гончаровой — жены А.С. Пушкина.

Одной из известных ее работ является автопортрет с желтыми лилиями, который находится в Третьяковской галерее. Эта картина служит хорошим примером описанного выше слияния течений и тем. С одной стороны, сама художница и фон вокруг нее написаны в мягких тонах и мазках, характерных для импрессионизма. С другой стороны, внимание зрителя буквально захватывают яркие красно-желтые лилии, написанные уже в стиле экспрессионизма. Все элементы картины выполнены в стиле неопримитивизма с характерными для него упрощенными формами и грубыми контурами. И в то же время все это многообразие стилей не мешает зрителю почувствовать в картине нечто родное и знакомое по народным сказаниям и образам.

Наталья Гончарова. Автопортрет с жёлтыми лилиями. 1907 г.
Наталья Гончарова. Автопортрет с жёлтыми лилиями. 1907 г.

Самая дорогая живопись русского авангарда

Многие не желают признавать полноценным творчество абстракционистов, кубистов, экспрессионистов и прочих представителей авангардизма. Тем не менее, самые дорогие с точки зрения официальных аукционных продаж картины русских художников относятся именно к авангарду. Далее мы приведем примеры таких уходов за период с 2000 по начало 2022 года.

Самой дорогой на сегодня русской картиной, ушедшей с аукциона, считается описанное нами выше творение Марка Ротко «Оранжевый, красный, желтый». До появления на торгах это полотно принадлежало известному американскому коллекционеру Дэвиду Пинкусу, который купил ее у лондонской галереи Marlborough Fine Art. Картина несколько раз появлялась на выставках и попала на торги Christie`s в мае 2012 года после смерти Пинкуса. Эстимейт был заявлен огромный и составил 35-45 млн долларов. Однако желание заполучить удивительную картину оказалось у коллекционеров столь сильным, что ставки называли более шести минут, пока цена не взлетела до космической суммы в 87 миллионов долларов.

М. Ротко. «Оранжевый, красный, желтый». 1961 г.
М. Ротко. «Оранжевый, красный, желтый». 1961 г.

К слову сказать, эту продажу сложно считать счастливым случаем, так как еще несколько картин Марка Ротко были проданы по схожим суммам в несколько десятков миллионов долларов. Сам же он лидирует среди русских художников по объему продаж за период с 2000 по начало 2022 года. Его оборот за указанный период составляет 1,6 млрд долларов, в то время как у ближайших к нему художников эта цифра составляет 1,25 млрд для М. Шагала и 0,7 млрд для В. Кандинского.

На втором месте расположился Казимир Малевич с одной из его супрематических композиций. Многие крупные работы русских художников, которые в последние десятилетия попадали на торги, имеют не простую историю и в свое время чудом избежали уничтожения. То же произошло и с картиной «Супрематическая композиция», которую в конце 1920-х годов не удалось вернуть с выставки в Германии из-за обвинений в адрес Малевича. Во времена нацизма картину едва не сожгли вместе с другими полотнами непринятого искусства, но она вовремя попала в музей, а в дальнейшем через суд вернулась к наследникам Малевича. Они и выставили ее на продажу, причем с торгов Sotheby’s в 2008 году холст ушел за 60 млн долларов, но уже через десятилетие на аукционе Christie's эта же картина ушла за 85,8 млн.

К. Малевич. «Супрематическая композиция». 1916 г.
К. Малевич. «Супрематическая композиция». 1916 г.

Топ-3 замыкает Василий Кандинский с абстракцией «Картина с белыми линиями». Этой работе тоже посчастливилось избежать уничтожения в числе работ «дегенеративного» искусства, хотя некоторые картины Кандинского все же были сожжены и сохранились только в виде эскизов и описаний. В 1913 году необычная «Картина с белыми линиями» была представлена на выставке в Нью-Йорке, вызвала резонанс в обществе и была названа одной из самых значительных среди картин двадцатого столетия. Конечно же, такая крупная работа была встречена на торгах с большим воодушевлением и привела к жарким торгам. В результате долгого повышения ставок картина ушла с молотка Sotheby’s в 2017 году за 41,8 млн долларов.

В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.
В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.

На четвертом месте самых дорогих картин русских живописцев расположилась работа «Влюбленные» Марка Шагала. Тема влюбленных ярко прошла через творчество художника, который души не чаял в своей любимой жене Белле. Шагал прожил почти целый век (97 лет) и за этот огромный период пережил немало войн и других кризисных ситуаций. Но даже в самые трудные времена он продолжал на своих картинах буквально парить в воздухе вместе со своей любимой или растворяться в ее нежных объятиях. Картина «Влюбленные» является значительным и показательным произведением его творчества и сразу привлекла внимание на Sotheby’s в 2017 году. Владелец картины и организаторы торгов посчитали, что такая серьезная работа может претендовать как минимум на те же суммы, что и самые дорогие его полотна и выставили ее с эстимейтом 12-18 миллионов. И они не ошиблись, ведь в ходе торгов нижний порог не только был преодолен, но и превышен вдвое. Окончательная цена ухода составила 28,45 млн долларов.

М. Шагал. «Влюбленные». 1928 г.
М. Шагал. «Влюбленные». 1928 г.

Замыкает топ-5 сложная картина в стиле экспрессионизма Хаима Сутина «Бычья туша». Довольно неожиданный объект для изображения был выбран художником по вполне определенным причинам. С малых лет он остро переживал смерть убитого отцом животного и посещение бойни. Потрясение было столь глубоким, что повзрослевший Хаим пытался при помощи изображения туш выплеснуть из себя все накопившиеся эмоции и поделиться с ними зрителями. И ему это удалось, так как виды кровавых туш и сегодня заставляют зрителя содрогаться и испытывать глубокие переживания. Одна из картин с этим сюжетом была представлена на торгах Christie`s в 2015 году и была продана за 28,2 млн долларов при начальной цене 20-30 млн долларов.

Х. Сутин. «Бычья туша». Около 1923 г.
Х. Сутин. «Бычья туша». Около 1923 г.

В этой статье мы привели примеры самых дорогих на сегодня картин русских художников-авангардистов, а также примеры их известных работ. При построении списка знаменитых работ мы выбирали наиболее яркие картины, характеризующие стиль каждого художника. В то же время многие из них работали в разных стилях и жанрах, поэтому по одному произведению невозможно судить об их творчестве. Для более детального знакомства мы приглашаем изучить соответствующие статьи по каждому автору в нашем разделе «Живопись». Познакомиться с другими русскими авангардистами поможет статья «Топ-100 самых известных русских художников в истории».

Свежие записи

Еще в детстве у юного Алеши так хорошо выходило копировать работы других художников, что за его копии охотно платили деньги. В возрасте 14 лет он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался у живописца Карла Ивановича Рабуса

Художественное образование Нестерова началось в Московском училище живописи, где его самым любимым педагогом был Василий Перов. Через несколько лет юноша поступил в Академию художеств Петербурга, однако разочарованный вновь вернулся в прежнее училище

М.И. Васильева родилась в Смоленске в 1884 году в семье землевладельцев. Поскольку семья имела финансовые возможности дать девочке хорошее образование, в 18 лет Мария уехала на учебу в Санкт-Петербург

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно