Антикварная площадка онлайн

Самые известные картины художника Карла Брюллова с названиями, описаниями и фото

Самые знаменитые картины Карла Брюллова
Самые дорогие картины Карла Брюллова

Карл Павлович Брюллов вошел в историю как многогранный художник, представляющий классицизм и романтизм. Он с большим энтузиазмом создавал как монументальные исторические полотна, так и романтические портреты, тонко подмечая в людях черты их характера. Далее мы приведем примеры его известных картин, которые украшают сегодня российские и зарубежные музеи. Также мы расскажем и о том, как продается его живопись на официальных аукционах.

Самые знаменитые картины Карла Брюллова

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

К числу самых известных картин Карла Брюллова относится грандиозное произведение «Последний день Помпеи», посмотреть на которое еще в год создания приходили толпы народа. Идея описать гибель древнеримского города пришла художнику после того, как он оказался на раскопках Помпей. Будучи сторонником классической школы, с успехом окончившим Императорскую академию художеств, Брюллов тем не менее совершил небывалый для своих времен поступок. Он показал в жанре исторической живописи трагическое событие, переживаемое народом, в то время как в этом жанре было принято воспевать конкретных героев. Картина столь захватила внимание зрителей, что еще до представления на выставках толпы народа шли в мастерскую художника в Риме для знакомства с ней. О ней восторженно писали критики, ее воспевали в стихах поэты, а позже полотно было подарено императору Николаю I и помещено вначале в Эрмитаж, а затем в Русский музей Александра III.

При посещении раскопок богатое воображение Брюллова переносило его в те давние времена, когда жители древнего города Помпеи пострадали от извержения вулкана Везувия. Он живо видел картины исчезновения роскошного города под огненной лавой и грудой камней и был глубоко поражен этими образами. Но не только воображение помогало художнику писать знаменитую картину. Он тщательно изучал и исторические документы, описывающие разрушение города, что помогло ему точно передать переживаемый людьми ужас и смятение. Шесть лет кропотливого труда ушло у художника на проработку большого количества персонажей и изображения той атмосферы, которую он хотел передать. Картина получилась огромной и имела габариты около 6,5 метров в длину и более 4,5 м в высоту.

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

К. Брюллов. «Последний день Помпеи». 1833 г.

Брюллов писал картину «Последний день Помпеи» в Риме, где находился в знак награды за окончание Академии с золотой медалью. После представления холста Рим буквально бурлил, появление этого произведения было названо значительным событием города, а самого автора носили по улицам на руках и радушно встречали в каждом доме. Во время эвакуации Русского музея в годы Великой Отечественной войны для этой и других масштабных картин даже изготавливали огромные деревянные валы, на которые наматывали полотна. К счастью, спасение холстов помогло этой и другим значительным произведениям искусства пережить тяжелые военные времена и в дальнейшем вновь вернуться в Русский музей.

Спасение масштабных картин (на валу полотно А. Иванова «Явление Христа народу») в годы ВОВ

Спасение масштабных картин (на валу полотно А. Иванова «Явление Христа народу») в годы ВОВ.

Картина Карла Брюллова «Всадница»

Пока Брюллов работал над масштабным полотном «Последний день Помпеи», в этот же период он занимался и другими картинами. Одной из них стал портрет «Всадница», созданный по заказу графини Юлии Самойловой. Работа также проходила в Италии и была завершена в 1832 году, то есть за год до представления публике упомянутого выше шедевра. В ней художник раскрыл еще одну свою грань — талант романтика. Работая над портретами, он сосредотачивался не столько на сходстве, сколько на передаче внутреннего мира своего персонажа. И это отлично ему удалось как раз в картине «Всадница».

Картина Карла Брюллова «Всадница»
К. Брюллов. «Всадница». 1832 г.

Графиня Самойлова была возлюбленной Брюллова, и он хорошо знал ее увлечения, характер и манеры. Долгое время эксперты считали, что именно ее он запечатлел на картине «Всадница» как и, например, в работе «Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком», а также множестве других изображений графини. Тем более, что даже на ошейнике собаки зритель видит надпись «Samoylo…» Однако есть и другие версии. Одни считают, что главными героями картины являются воспитанницы Самойловой, другие, что там изображена испанская певица Мария Малибран. Сторонники каждой версии опираются на рисунки, этюды, записки, другие картины художника, хотя все же они не позволяют прийти к единому мнению.

К. Брюллов. «Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1832–1834.
К. Брюллов. «Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1832–1834.

«Всадницу» тепло и восторженно встретили на выставке в Академии изящных искусств Брера. Даже противники академической живописи отмечали, что это выдающаяся работа, Брюллова сравнивали со знаменитым П. Рубенсом, а позже его назвали автором романтического портрета. После создания полотно отправилось к заказчику, то есть к Юлии Самойловой. Какое-то время картина украшала виллу графини в Милане, а после ее разорения в 1870-х годах оказалась в числе вещей, выставленных на продажу. После долгих путешествий по частным коллекциям и обществам в 1893 году «Всадница» была выкуплена Павлом Третьяковым. Сегодня она экспонируется в знаменитой Третьяковской галерее.

Картина Карла Брюллова «Итальянское утро»

Как и другие талантливые ученики Императорской Академии художеств, Карл Павлович Брюллов заслужил право на поездку за границу и с 1822 по 1834 год работал в Италии. Хотя он был представителем классической школы, влияние итальянской живописи постепенно вело художника к романтизму. В 1823 году он написал портрет молодой девушки «Итальянское утро», в котором прослеживаются характерные для классицизма правильные пропорции и черты лица. Изображенная юная леди — само совершенство с красивым лицом и мягкими очертаниями тела. Но уже в этой картине есть и черты романтизма, так как художник изображает женщину как бы в моменте, за умыванием, а не позирующей для мастера. И в этой естественности и мягком освещении девушка особенна прекрасна, что передается и зрителям, увидевшим ее с картины.

К. Брюллов. «Итальянское утро». 1823 г.
К. Брюллов. «Итальянское утро». 1823 г.

Картина молодого Брюллова быстро привлекла внимание общественности, а сам он был назван многообещающим художником. Общество поощрения художников подарило ее императору Николаю I и его жене. Царская семья тоже по достоинству оценила утонченный портрет и попросила Брюллова написать еще одну работу к нему в пару, пожаловав ему бриллиантовый перстень. О второй работе мы расскажем ниже. Картина «Итальянское утро» долго украшала покои царской семьи, а в дальнейшем была подарена императором Николаем II королеве Вюртембергской Вере Константиновне (внучке Николая I). Так картина осела в землях Германии, где находится и сегодня, украшая художественную галерею Кунстхалле Киля.

Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»

Холст «Итальянский полдень» писался по заказу императорской семьи в пару к картине «Итальянское утро». Брюллов решил показать настоящий полдень и выбрал в качестве сюжета эпизод сбора винограда молодой итальянкой. Модель он встретил на улице и был пленен ее прекрасными глазами, пышущим здоровьем телом и жизнерадостностью. Глаза девушки задорно сверкали, что впечатлило художника и побудило изобразить ее на картине. Как и в первом произведении, здесь художник большое внимание уделил цвету, всякий раз работая в полуденное время. И вновь ему удалось передать очарование и живость прекрасной девушки, наполненной такой же жизненной силой, что и гроздь винограда, которую она срывает.

К. Брюллов. «Итальянский полдень». 1827 г.
К. Брюллов. «Итальянский полдень». 1827 г.

Но к большому разочарованию художника, после демонстрации картины на выставке общество обрушилось на него с критикой. Основная претензия заключалась в том, что Брюллов посмел выбрать в модели простую девушку с пышными формами и далекими от эталонов красоты чертами лица. Лишь те, кто сумел пройти сквозь предрассудки академических норм, по достоинству оценили красоту замысла и мастерство исполнения сюжета.

В ответ на обвинения художник ответил, что в жизни нам могут более нравиться люди, далекие от канонов красоты. Оскорбленный нападками академистов, художник через несколько лет даже создал еще одну версию этой картины. Не согласившись расстаться с пышными формами девушки, он все же изобразил на холсте более красивое лицо с точки зрения представлений тех времен (см. рисунок ниже). Девушка получилась более утонченной, но от ее задора и естественности не осталось и следа. Раздосадованный Брюллов в конечном итоге разорвал связи с Обществом поощрения художников. Несмотря на неприятие обществом, картина сегодня считается одним из прекрасных образцов классической живописи и находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Уменьшенная же авторская копия с более аристократичной девушкой занимает не менее почетное место в Государственной Третьяковской галерее.

К. Брюллов. «Итальянский полдень». Авторское повторение. 1831 г.
К. Брюллов. «Итальянский полдень». Авторское повторение. 1831 г.

Картина Карла Брюллова «Вирсавия»

Полотно «Итальянский полдень» оказалось не единственным, которое не поняли зрители. К нему присоединилась и работа «Вирсавия», ставшая еще одним примером смелости мастера, ведь в то время немногие осмеливались представить обнаженную натуру. На создание этой картины художника вдохновил один из библейских эпизодов с царем Давидом. Увидев однажды купающуюся в бассейне девушку Вирсавию, Давид был так пленен ее красотой, что пошел на преступление. Он отправил на войну мужа Вирсавии и после его смерти в бою взял красавицу себе в жены. Дальше Ветхий завет описывает наказание, раскаяние и будущее этой пары, но Брюллов остановился именно на этом моменте их знакомства. Он поставил перед собой задачу показать такую небывалую красоту девушки, чтобы зритель проникся чувствами Давида. Зритель действительно может созерцать не просто красивую молодую женщину с идеальными чертами лица и фигурой, но и почувствовать всю ее женственность, очарование и притягательность. Однако достичь своей цели Брюллову не удалось, так как в отзывах критиков не прозвучало то, что он жаждал услышать.

Картина Карла Брюллова «Вирсавия»
К. Брюллов. «Вирсавия». 1832 г.

Расстроенный художник даже в какой-то момент швырнул в картину сапог и так и не завершил ее. Из-за этого некоторые детали картины остались непроработанными, однако это не помешало полотну стать известным. Его приобрел для своей коллекции Павел Третьяков, так что сегодня желающие могут познакомиться с «Вирсавией» в Третьяковской галерее.

Картина Карла Брюллова «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»

Проживание в Италии и наблюдение за простой жизнью местных жителей не могло не сказаться на живописи художника. Свои наблюдения он воплотил в яркой работе «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Молодая грациозная девушка не просто собирает виноград, но буквально танцует, демонстрируя танец самой жизни. Как и на картине М. Шагала «Я и деревня», Брюллов показывает зрителю разнообразные жизненные круговороты, переход противоположностей друг в друга. Так, молодости персонажей противопоставлена ветхость здания, которое много повидало и готово встречать новое поколение. Тяжелому труду по сбору винограда противостоит неудержимая радость от встречи с дарами этого мира и кипучая энергия молодой девушки. Даже сами движения и предметы представляют круг, в котором одно перетекает в другое.

К. Брюллов. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». 1827 г.
К. Брюллов. «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». 1827 г.

Энергия буквально брызжет на зрителя, что достигается в том числе яркими цветами и активной работой со светом и тенями. Последнему живописец уделял особое внимание, добиваясь нужного эффекта за счет терпеливого подбора источника освещения и удачного расположения моделей. Картина была тепло встречена критиками и сегодня находится в Государственном Русском музее.

Самые дорогие картины Карла Брюллова

Работы Брюллова появляются на официальных аукционах не часто, в основном они сосредоточены в музеях. Большая их часть находится в Третьяковской галерее и Русском музее. Но некоторые представления об их стоимости можно составить на основе уже состоявшихся уходов.

Значительное произведение Брюллова попало на торги в далеком 1995 году. Это была выдающаяся картина «Портрет А.К. Демидовой», на котором изображена роковая красавица Аврора Демидова. Портрет в свое время заказал у Брюллова один из богатейших людей России Павел Демидов. Работа над портретом велась долго и была зафиксирована в дневнике писателя И.С. Тургенева и дневнике ученика Брюллова А.Н. Мокрицкого. Когда в 1995 году начались торги Sotheby's в Лондоне, на которых была заявлена продажа этой картины, зал был забит коллекционерами, дилерами, журналистами, галерейщиками и другими ценителями искусства. Была среди них и известная певица Галина Вишневская (жена великого М. Ростроповича), а также представительница Третьяковской галереи. Все жаждали заполучить шедевр Брюллова, но в ходе торгов портрет достался Вишневской, отдавшей за нее 133,5 тысячи фунтов стерлингов. Третьяковской галерее такая покупка оказалась не по карману.

К. Брюллов. Портрет Авроры. 1837 г.
К. Брюллов. Портрет Авроры. 1837 г.

Впрочем, и после ухода из жизни Ростроповича содержание огромной коллекции оказалось слишком дорогим для Вишневской. Картина вновь попала на торги Sotheby's в 2007 году по стартовой цене 0,8–1,2 млн фунтов стерлингов. Она была выставлена в собрании из 450 экспонатов, которую целиком выкупил миллиардер из России Алишер Усманов. Все собрание миллиардер преподнес в дар России, что спасло ценнейшие произведения русского искусства от разрозненного нахождения в разных коллекциях мира.

Всего за период с 2000 по начало 2022 года на официальных торгах появлялось 55 произведений художника, из которых к живописи относится только 13, а большая часть является графикой. Из дорогих продаж отметим такие. В 2005 году состоялась продажа картины «Возвращение папы Пия IX в Рим…» за 750 тысяч долларов, в 2009 году продали за 457 тысяч долларов портрет Джованины Пачини, а в 2007 году за 132 тысячи долларов с торгов ушел портрет Анатоля Демидова, князя Сан-Донато.

Мы разобрали в этой статье лишь некоторые известные картины Карла Брюллова. Ценителям живописи также рекомендуем самостоятельно изучить другие его произведения, посетив музеи и познакомившись с литературой. Детальное знакомство с творчеством известного русского художника поможет полно оценить его в клад в русскую живопись.


Свежие записи

Общение с современными ему художниками, активное участие в деятельности живописцев, а также знакомство и последующая женитьба на Наталье Гончаровой, существенно повлияли на его творчество

Искусство Марка Шагала многие не принимали, считали слишком непонятным и не заслуживающим места среди живописи понятной. Художник пошел против своей семьи, спасался от преследования нацистами, но не перестал творить в своем уникальном стиле

Многие века картины художников демонстрировали реальность почти с фотографической точностью. Всех, кто пытался рисовать вне рамок академических канонов, остро критиковали и объявляли безграмотными художниками

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно