Антикварная площадка онлайн

Самые известные картины художника Василия Поленова с названиями, описаниями и фото

Самые знаменитые картины Василия Поленова
Самые дорогие картины Василия Поленова

Василий Дмитриевич Поленов стал известным благодаря своим тонким пейзажам с жанровыми элементами и монументальным произведениям на библейско-историческую тему. Его полотна находятся сегодня в крупнейших музеях и высоко ценятся любителями живописи. Далее мы расскажем о его самых знаменитых картинах и приведем несколько примеров самых дорогих уходов его холстов с аукционов.

Самые знаменитые картины Василия Поленова

Картина Поленова «Московский дворик»

Будучи уроженцем Санкт-Петербурга, в конце 1876 года Поленов вознамерился переселиться в Москву. В родном городе ему было сложно глубоко погрузиться в работу, и он рассчитывал на это в Москве. С этой целью художник даже запросил совета у известного критика В. Стасова и знаменитого живописца И. Репина. Стасов упрекнул Поленова в том, что у него нет русского склада души, и посоветовал ему жить за границей. Такое критическое замечание задело как самого Поленова, так и Репина. Последний с большим вдохновением доказывал, что однажды Поленова так захватят русские пейзажи, что и сам он с упоением будет писать их, и зрители его будут очарованы ими. Так и вышло.

Когда в 1877 году Поленов все же переехал в Москву, он подыскивал квартиру и при осмотре одной из них выглянул в окно. Открывшийся пейзаж так очаровал художника, что он немедленно взялся рисовать его. Позже по этому этюду он дорабатывал картину в свободное от поездок время. Так появился его шедевр «Московский дворик». Интересно, что первый вариант этой картины был вытянут по вертикали, а сам дворик автор изобразил безлюдным. Этот вариант позже пейзажист подарил Ивану Тургеневу. Но дальнейшая работа над сюжетом и светом сделала картину более солнечной, полной жизни и очарования от простых житейских моментов.

В. Поленов. «Московский дворик». 1878 г.
В. Поленов. «Московский дворик». 1878 г.

Представил он ее на шестой выставке передвижников в 1878 году, которая проходила в здании Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Эта была первая картина, которую художник решился показать на выставке передвижников. Причем сам он не считал ее достойной такого мероприятия, но на тот момент не имел других значительных произведений и очень уж хотел попасть на выставку. Зрители и критики же, напротив, пришли от картины в полный восторг. Она так разительно отличалась от темных и часто мрачных полотен художников-передвижников, что была немедленно замечена и встречена очень тепло. Оценил ее и известный меценат Павел Третьяков, который приобрел ее для своей знаменитой галереи.

В. Поленов. «Московский дворик». Первая версия картины. 1877 г.
В. Поленов. «Московский дворик». Первая версия картины. 1877 г.

Картина «Московский дворик» стала настоящей жемчужиной русской живописи и визитной карточкой самого Василия Поленова. Успех картины был столь велик, что художника приняли в ряды передвижников, а сам он в дальнейшем стал подлинным мастером эпического и интимного пейзажей.

Картина Поленова «Бабушкин сад»

В год создания холста «Московский дворик» появилась еще одна картина под названием «Бабушкин сад». Внимательный зритель увидит, что на обоих полотнах изображена одна и та же старая усадьба. Но в «Московском дворике» она является фоновым объектом, добротный фасад которого хорошо вписывается в общую лучезарную картину. Здесь же дом предстает перед нами детально, и мы видим полуразрушенные ступени, облупившуюся штукатурку, обветшалую крышу и другие признаки запущенности усадьбы.

В. Поленов. «Бабушкин сад». 1878 г.
В. Поленов. «Бабушкин сад». 1878 г.

Вторит состоянию дворянского гнезда и сад с густой растительностью и заросшей тропинкой. Молодые деревья в нем и буйная трава смело теснят ухоженные культуры. Это же смешение юного и старого присуще и героям картины — молодой стройной дворянке и потерявшей силу сгорбленной старухе. Также в работе смешались и другие чувства: грусть по уходящему дворянству и теплота при виде знакомых образов. Картина была показана на одной из выставок передвижников и погружала многих в лирическое настроение. Ею Поленов дал начало еще одному поджанру — пейзажу настроения. Встретили эту работу тепло, а после выставки ее купил предприниматель Сергей Третьяков. Как и его брат Павел, он тоже коллекционировал живопись, только западную, поэтому в дальнейшем подарил картину Павлу. По сей день она и находится в знаменитой Третьяковской галерее, организованной братьями Павлом и Сергеем.

Картина Поленова «Заросший пруд»

Еще одна полная лирики картина была написана примерно в то же время, что и две предыдущие. Художник приступил к ней еще в 1977 году, когда гостил у родителей в деревне Петрушки. Восхитившись видом пруда, он сделал этюд, но в дальнейшем позабыл о нем. Вернулся он к этой работе только после переезда в новую московскую квартиру. Прекрасные сады по соседству навеяли на него воспоминания о пруде, и он постепенно превратил его в очередное мастерское произведение.

В. Поленов. «Заросший пруд». 1879 г.
В. Поленов. «Заросший пруд». 1879 г.

Зритель, созерцающий «Заросший пруд», может пережить вместе с автором всю красоту и гармоничность этого тихого места. Вдалеке мы видим девушку, которая присела на скамейку, чтобы побыть немного в уединении. Интересно, что у этой картины есть и авторская копия, которая отличается от оригинала цветовым решением и расположением девушки.

В. Поленов «Заросший пруд». Авторская копия. 1880 г.
В. Поленов «Заросший пруд». Авторская копия. 1880 г.

Картина Поленова «Золотая осень»

Скитаясь по квартирам, Поленов мечтал о строительстве собственного дома, наподобие усадьбы Саввы Мамонтова, и жизни на лоне природы. После продажи его знаменитой картины «Христос и грешница» возможность исполнить мечту представилась. Ведь за это произведение Александр III заплатил художнику огромную сумму в размере 30 тысяч рублей. В результате Поленов купил имение Бёхово в Тульской губернии, построил по своему замыслу дом и организовал при нем художественные мастерские. Усадьба получила название Борок (сегодня музей-заповедник «Поленово»). Там и была написана еще одна знаменитая картина «Золотая осень», изображающая вид на осеннюю реку Оку.

Как и предрекал Репин, непередаваемая красота и широта русской земли настолько раскрылась Поленову, настолько завладела его вниманием, что он не мог не поделиться со зрителями своими глубокими впечатлениями. Картину «Золотая осень» он рисовал уже в своей усадьбе, филигранно и трепетно выводя каждое деревце, каждый изгиб и уклон. Когда полотно стало широко известным, местные жители любили водить приезжих и показывать им то самое место, которое в точности соответствовало изображению художника. Внимательный глаз зрителя заметит не только природу, но и храм в отдалении. Это старая церковь, на месте которой в начале двадцатого века на средства Поленова возвели новый собор.

В. Поленов. «Золотая осень». 1893 г.
В. Поленов. «Золотая осень». 1893 г.

Картина была создана художником в 1893 году, собрала восторженные отзывы и полюбилась зрителям. Многие могут помнить ее также по иллюстрациям учебников или почтовым маркам. Сегодня она находится в музее-заповеднике В.Д. Поленова.

Картина Поленова «Христос и грешница»

Эта картина имеет длинную и интересную историю. Идея изобразить религиозный сюжет пришла Поленову после выхода нашумевшей картины А. Иванова «Явление Христа народу». Как известно, это монументальное полотно, над которым Иванов трудился два десятка лет, принесло ему славу. Поленов также хотел оставить свой след в исторической живописи и еще в 1960-х годах начал подбирать образы для будущей картины. В ходе изучения литературы, знакомства с другими картинами на религиозную тему, сбора материалов в поездках Поленов создал первый эскиз, близкий к оригиналу. Однако работа над картиной шла медленно, а в какой-то момент и вовсе встала. Дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как художник дал слово умирающей сестре закончить начатое. В конце концов Поленов создал картину с названием «Кто из вас без греха?», в которой изобразил известный библейский сюжет с блудницей. Когда мужчины привели к Иисусу грешницу и сказали, что по закону они должны избить ее камнями, Иисус Христос предложил тому, кто безгрешен, первому кинуть в нее камень.

Совершив огромный труд по поиску материалов, подбору типажей и прорисовке деталей, Василий Поленов создал масштабное шестиметровое полотно и представил его на пятнадцатой выставке передвижников. Интересно, что осматривающий к выставке картины цензор не рискнул дать разрешение на ее демонстрацию общественности и пригласил начальство. Несколько чиновников осматривали холст и решили, что сама царская семья должна решить, может ли такое религиозное произведение быть представлено публике. Картине даже название пришлось изменить на «Христос и грешница», чтобы смягчить поднятую в ней тему.

В. Поленов. «Христос и грешница». 1888 г.
В. Поленов. «Христос и грешница». 1888 г.

Великий князь Владимир Александрович при знакомстве с картиной посчитал ее ценной для человека образованного, но опасной для толпы. Вслед за этим полотно осмотрел обер-прокурор Святейшего правительствующего синода К. Победоносцев. Он счел картину достойной, но не дал разрешение печатать выставочный каталог. Все ждали реакции самого императора Александра III. Когда же тот приехал и не только положительно отозвался о картине, но и приобрел ее у Поленова за 30 тысяч рублей, все сомнения чиновников были тут же развеяны. Холст перевесили в лучшее место и включили в выставочный каталог.

Еще одна особенность этой картины заключается в ее дате. На полотне указан 1888 год, хотя пятнадцатая выставка передвижников состоялась в 1887 году. Это связано с тем, что через год художник внес в картину изменения и своей же рукой исправил и дату на более позднюю. Сетовал он только на то, что не может изменить названия на первоначальное «Кто из вас без греха?». Картина действительно стала одним из ценнейших образцов академической исторической живописи. Она собрала множество положительных отзывов, а от вырученных за нее денег художник сумел построить дом своей мечты. Сегодня этот шедевр живописи находится в Русском музее.

Картина Поленова «Среди учителей»

Множество положительных отзывов и правильное понимание картины «Христос и грешница» мотивировали Василия Дмитриевича продолжить работу в этом направлении и пойти дальше в направлении своей мечты. А мечтал он не просто создать такой же монументальный труд, как и упомянутая выше картина А. Иванова, но и продолжить эту тему, показать такого Учителя, который уже пришел к людям в мир и проходит этот путь вместе с ними. Тогда же он и задумал написать обширную серию картин «Из жизни Христа». Сам же он называл ее «Евангельский круг» и относился с большим трепетом. Всего в цикл вошло более полусотни работ (по разным источникам от 64 до 72), в том числе и уменьшенная картина «Среди учителей». Художник считал этот цикл главным делом своей жизни, поэтому даже оставил художественное завещание на эти картины.

Работа «Среди учителей» описывает один из значительных и волнительных моментов из детства Иисуса, когда мальчик с воодушевлением беседует со старыми иудеями. В этом произведении художнику захотелось передать именно такой поворотный момент в жизни Иисуса, при котором он постепенно приходит от размышлений о жизни к широкой их проповеди людям. Порой мы можем лишь догадываться о том, что именно хотел изложить мастер на своем холсте. Но в этом случае Поленов подробно описал свой замысел и его исполнение в письмах и записях.

В. Поленов. «Среди учителей». 1896 г.
В. Поленов. «Среди учителей». 1896 г.

На картине «Среди учителей» художник задумал показать человеческую природу Иисуса Христа, который стал учителем не сверхъестественным образом, но в труде, постепенно знакомясь с разными учениями и придя к собственному высоконравственному и гуманному учению. Картина ему удалась сполна и была положительно встречена критиками. Лев Толстой посчитал альбом с его картинами «Из жизни Христа» значительным, в том числе и с педагогической точки зрения. А спустя многие десятилетия люди постепенно открывали для себя религиозную тему во многом благодаря картинам Поленова этого цикла.

Картину «Среди учителей» купил у художника Павел Третьяков, и сегодня она находится в его знаменитой Третьяковской галерее. Она была представлена на многих мероприятиях: на двадцать четвертой выставке передвижников в 1896 году, на Всероссийской выставке, Всемирной выставке и других.

Картина Поленова «Исполнялся премудрости»

Еще одну картина из цикла «Из жизни Христа» Василий Поленов посвятил детству Христа и представил на ней маленького Иисуса с книгой в руках рядом со старым учителем. Работу он назвал «Исполнялся премудрости», желая показать весь путь становления великого духовного Учителя. Точная дата создания этой работы неизвестна, но появилась она в год создания холста «Среди учителей» или позже этого.

К 1909 году Поленов завершил работу над всем циклом «Из жизни Христа» и представил все его картины общественности. Работы демонстрировались в Петербурге, Москве и других российских городах и имели большой успех. Хотя многие не были готовы принять Христа на картинах, все же полотна произвели глубокое впечатление на общество. Сам же художник столь трепетно относился к этому циклу, что даже написал музыку для него и подготовил рукопись «Иисус из Галилеи», чтобы передать все свое видение и чувствование этой темы не только через живописные образы, но и через слова и музыку.

В. Поленов. «Исполнялся премудрости». Между 1896 и 1909 г.
В. Поленов. «Исполнялся премудрости». Между 1896 и 1909 г.

Позже картины цикла «Из жизни Христа» оказались разъединенными: одни из них пропали в ходе заграничных выставок, другие попали в разные музеи или частные коллекции. Работа «Исполнялся премудрости» оказалась одной из немногих, которые остались в России и находится в Нижегородском государственном художественном музее.

Самые дорогие картины Василия Поленова

Часть картин знаменитого цикла Поленова «Из жизни Христа» в 1920-х годах была на выставке США, с которой ее приобрел промышленник и ценитель русской живописи Чарльз Р. Крейн. Среди купленных им с выставки работ оказались картины «Кто из вас без греха?» и «Повинен в смерти». Первую из них мы уже описывали выше — это авторская уменьшенная копия знаменитой картины «Христос и грешница». Вторая описывает драматические события, когда старейшины пытались найти обвинения против Иисуса Христа. Став обладателем бесценных картин, Крейн в дальнейшем отдал их в дар университету North American Institution. Спустя восемьдесят лет последний выставил оба шедевра на продажу, из-за чего они и оказались на торгах аукционного дома Bonhams в 2011 году.

В. Поленов. «Кто из вас без греха?». 1908 г.
В. Поленов. «Кто из вас без греха?». 1908 г.

До торгов картины демонстрировали в Третьяковской галерее, и последняя, конечно, хотела бы их выкупить для размещения в своих залах. Но этому желанию помешал слишком высокий эстимейт, так как владелец картин уже на старте назвал сумму 600-800 тысяч фунтов стерлингов за холст «Повинен в смерти» и 1,2-1,8 млн фунтов стерлингов за работу «Кто из вас без греха?». На торгах же коллекционеры не упустили случая побороться за шедевры русского искусства. В результате картина «Кто из вас без греха?» ушла за 4,07 млн фунтов и стала самой дорогой из всех проданных с официальных торгов работ Василия Поленова. Она также вошла в топ-20 самых дорогих продаж картин русских художников с 2000 года. Холст «Повинен в смерти» тоже показал серьезный результат и ушел с молотка за 2,8 млн фунтов стерлингов.

В. Поленов. «Повинен в смерти». 1906 г.
В. Поленов. «Повинен в смерти». 1906 г.

Если говорить об объеме продаж картин Василия Поленова, то за период с 2000 по начало 2022 года было продано 120 из 271 выставленных на аукционы картин, а оборот составил 30,9 млн долларов.

Картины Василия Поленова на библейскую тему и сегодня заставляют зрителей, далеких от религии, глубоко задуматься о своей духовной жизни, а его пейзажи способны заставить забыть мирскую суету и глубоко переживать красоту момента. Не зря за его работы так рьяно бьются на аукционах коллекционеры, а музеи бережно хранят его наследие для современников и потомков.


Свежие записи

Василия Григорьевича называют отцом русского жанра, поскольку ему хватило смелости отказаться от действующих в то время канонов классического и романтического направлений. Продолжая идеи художника П

Общение с современными ему художниками, активное участие в деятельности живописцев, а также знакомство и последующая женитьба на Наталье Гончаровой, существенно повлияли на его творчество

Живопись Анненкова была под стать его неуемной жизненной энергии. Творил он также легко и раскованно, позволяя себе бесконечно импровизировать и соединять в одной работе самые разнообразные художественные приемы

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно