- Картина Репина «Бурлаки на Волге»
- Историческая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
- Картина Репина «Не ждали»
- Картина Репина «Приплыли». Кто написал на самом деле
- Картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
- Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии»
- Картина Репина «Портрет композитора М. П. Мусоргского»
- Картина Репина «Садко»
- Картина Репина «Портрет писателя Л.Н. Толстого»
Илья Ефимович Репин был многогранным художником и виртуозом разнообразных техник. Его картины сегодня широко известны: они демонстрируются в крупнейших картинных галереях, бережно хранятся в музеях, печатаются в учебниках, на открытках и украшают многие учреждения. Далее мы рассмотрим наиболее известные его произведения и приведем примеры самых дорогих уходов с аукционов.
Самые известные картины Ильи Репина
Картина Репина «Бурлаки на Волге»
Эта картина шокировала общество не меньше, чем самого художника поразил небывалый вид изнуренных бурлаков, которые словно волы тянули баржу. Репину удалось столь точно изобразить каждого персонажа своего сюжета, что никто из зрителей не оставался к нему равнодушным. На Всемирной выставке 1873 года картина немедленно привлекла внимание. Одни с восхищением отзывались о мастерстве художника, а другие набросились на него с острой критикой, считая такую работу профанацией искусства. В то же время полотно завоевало бронзовую медаль и было с выставки куплено великим князем Владимиром Александровичем (сыном Александра II). Последний обожал эту картину и нередко с воодушевлением описывал каждого ее персонажа — Репину удалось очень точно изобразить иерархию людей в артели бурлаков от бечевника до халтурщиков.
Историческая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Эта картина ошеломила публику не только в годы создания, но и продолжает вызывать сильнейшие эмоции по сей день. Написана она была Репиным под влиянием нескольких событий своего времени: убийства царя Александра II, вошедших в моду в конце 19 века кровавых картин и симфонической сюиты «Антар» Н. Римского-Корсака, одна из частей которой была посвящена мести. Все эти события произвели на художника неизгладимое впечатление, что побудило его написать историческую картину. Работу, по его собственным словам, Репин проводил в больших муках, то бросая, то вновь возвращаясь к драматическому полотну.
Столь глубокие переживания вкупе с талантом мастера породили на свет действительно гениальное творение, которое потрясло его современников. Известные деятели культуры называли картину одним из лучших произведений художника, а Павел Третьяков купил ее для своей коллекции. В то же время картина была запрещена к показу императором Александром III, но художник А. Боголюбов отстоял перед царской семьей право ее показа общественности. Будоражит умы она и сегодня: ученые продолжают исследовать аргументы на тему причастности Ивана Грозного к смерти сына, а вандалы продолжают портить картину. Серьезное ее повреждение произошло в 1913 году в результате нападения иконописца А. Балашова и было устранено в том числе рукой самого Репина. А с 2018 года картину забрали на восстановление после нападения безработного И. Подпорина.
Картина Репина «Не ждали»
Еще одним узнаваемым произведением Ильи Репина, которое относят к числу лучших, является картина «Не ждали». Интересно, что художник создал ее в двух вариантах: большом и малом. Причем на малом варианте домой возвращается девушка, а на большом — мужчина. Именно большой вариант был представлен в 1884 году на 12-й выставке передвижников и годом позже куплен Павлом Третьяковым для его известной галереи.
В этой картине Репин поднял остросоциальный вопрос об амнистии ссыльных народовольцев. Несмотря на то, что сам он присутствовал на казни народовольцев, на этот раз решил запечатлеть не смерть, но драматический момент возвращения домой. Как встретит семья, простят ли за причиненные страдания? Репину так сильно хотелось передать всю остроту и напряжение этого момента, что он несколько раз забирал картину у П. Третьякова и переделывал ее. По оценкам критиков, картина «Не ждали» действительно получилась шедевральной и является выдающейся по мастерству ее исполнения.
Картина Репина «Приплыли». Кто написал на самом деле
Всем известна фраза: «Картина Репина “Приплыли”!», но далеко не все знают, что на самом деле такой картины у знаменитого художника никогда не было. По самой распространенной версии, путаница произошла в 1930-х годах, когда в Сумском художественном музее проходила выставка картин И.Е. Репина. Рядом с полотнами именитого мастера оказалась картина из местного хранилища малоизвестного художника-самоучки Л.Г. Соловьева. На своей картине с двойным названием «Монахи» («Не туда заехали») Соловьев изобразил пикантную ситуацию, когда плывущие по реке монахи внезапно оказались в обществе обнаженных женщин. Увлеченные оригинальным сюжетом, посетители выставки Репина, посчитали, что это полотно тоже принадлежит ему, и стали активно обсуждать его. Картине даже придумали название «Приплыли» по аналогии с подлинной картиной Репина «Не ждали».
Картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Репин задумал написать картину «Запорожцы» после того, как однажды известный историк-украиновед Д. Яворницкий зачитал в кругу гостей копию оригинального письма казаков. Это письмо еще в XVII веке написали казаки Запорожской Сечи в ответ на требование султана Османской империи подчиниться ему. Будучи одним из гостей, Репин так живо увлекся развернувшимся в его воображении сюжетом, что решил написать картину. Больше всего в этой истории его поразила глубокая свобода казаков, их дух равенства, дух подъема.
Чтобы выразить их во всей полноте, художник потратил на создание картины 13 лет, скрупулезно подбирая образ за образом для каждого персонажа картины. Для этого ему пришлось совершить титанический труд, изучая жизнь казаков и собирая гору материалов. Помогал Репину в том числе и упомянутый Яворницкий, снабжая его ценными материалами и описаниями персонажей. Он писал и бесконечно переписывал, совершенствую до мелочей каждую деталь и убирая с полотна целые готовые персонажи, а для реалистичности даже перед зарисовками вылеплял фигуры из глины. Этот труд оказался не напрасным, так как картина «Запорожцы» считается по истине жемчужиной русской живописи.
Окончена работа была в 1891 году и представлена общественности. Картина имела большой успех не только в России, но и за рубежом. Слава о ней быстро дошла до российского императора Александра III, который приобрел ее для своей коллекции. Вплоть до революции 1917 года шедевр Репина находился в царских владениях, но после свержения царизма был отправлен в Русский музей.
Картина Репина «Крестный ход в Курской губернии»
Еще одна картина, которая была куплена Павлом Третьяковым еще в самом начале ее создания, посвящена крестному ходу в честь Курской Коренной иконы Божией Матери. В детстве Репин несколько рас участвовал в крестных ходах, и однажды ему пришла идея написать на эту тему картину. Сюжет он держал в тайне и с 1877 года начал работу над первым вариантом. Работа заняла несколько лет и была связана с некоторыми трудностями. Когда Репин узнал, что Савицкий показал на очередной передвижной выставке отличную картину со схожим сюжетом, он решил бросить эту затею, но И. Крамской убедил его продолжить начатое. К самой же картине Репин подошел по обыкновению с огромным рвением: на его масштабном полотне присутствует более семидесяти выразительных персонажей, а сама картина продумана до мельчайших деталей.
После появления масштабного полотна размером 178 × 285,4 см на 11-й выставке передвижников в 1883 году Репина стали считать первым в России художником, а само произведение собрало множество положительных отзывов. Интересно, что Репин в отсутствие Третьякова пришел в его галерею и внес исправления в «Крестный ход» и в картину об Иване Грозном. Однако Третьяков в восторг не пришел и посчитал, что мастер свои картины испортил. Тем не менее, критики справедливо назвали эту картину торжеством современного искусства. В дальнейшем она многократно экспонировалась на разнообразных выставках в СССР и в Западной Европе.
Картина Репина «Портрет композитора М.П. Мусоргского»
Илья Репин был не только мастером исторического жанра, но и талантливым портретистом. Неспроста он входит в число наиболее известных русских портретистов. Одной из его гениальных работ стал портрет композитора М. Мусоргского, на премьеры которого Репин ходил с большим удовольствием. Художник изумлялся тем метаморфозам, которые производил алкоголь с великим композитором. По его собственным словам, в обычное время Мусоргский представлял собой воспитанного с иголочки одетого остроумного собеседника, юмор и хорошие манеры которого никогда не иссякали. Но стоило композитору оказаться в трактире, как он менялся до неузнаваемости.
Это удивительное соседство несовместимого и побудило Репина написать необычный портрет, на котором Мусоргский предстает перед нами с красным носом, непричесанный и в больничном халате. Портрет писался спешно за несколько дней до смерти композитора, которого в конце концов алкоголизм свел в могилу. Писать пришлось в больнице, куда попал Мусоргский, и этот портрет оказался единственным, сделанным при жизни композитора. Создавая его, Репин не изменил своей преданности реализму, но и не утратил чуткости наблюдателя. Острый ум, чуткость и внимательность помогли ему на самом деле соединить несоединимое: сквозь растрепанный образ измученного алкоголика зритель может легко разглядеть большую силу и пытливый ум талантливого человека.
Картина Репина «Садко»
Закончив Императорскую академию художеств и получив право на учебу в Европе, Репин несколько лет провел во Франции. Там он впервые попал на выставку модных в то время импрессионистов и был потрясен. По его словам, на него хлынул целый поток безвкусицы, невежества, выдуманных раскрасок и неестественных форм. Особенно Репина изумило отсутствие в картине сюжета, что для него, годами работающего именно над сюжетом, было недопустимым.
Передать свое отношение к всем новомодным веяниям художник задумал в картине «Садко», взяв за основу героя новгородских былин Садко. Садко спустился на дно морское, где царь морских глубин представил ему на выбор многочисленных невест. Но Садко не прельстился пышными красавицами в дорогих нарядах, а указал на скромную девушку в простом платье. По замыслу Репина, невесты олицетворяли страны и их искусство. Садко из них выбрал русскую девушку, стоящую в отдалении и не пытающуюся привлечь внимание. Репин полагал, что если для французов важна красота, то для русского человека на первом месте находится душа человека, драматизм его жизни, его впечатления и дух самой истории. Чтобы достоверно написать все детали задуманного сюжета, художник долгие часы проводил в морских аквариумах, европейских салонах.
Любопытно, что главный персонаж картины был срисован с художника Виктора Васнецова, который в это же время находился в Париже.
Как и следовало ожидать, французы картину не восприняли, зато в России ее оценили высоко. Она отправилась в коллекцию к великому князю Александру (будущий император Александр III), а самому Репину за этот шедевр присвоили звание академика.
Картина Репина «Портрет писателя Л.Н. Толстого»
К моменту знакомства Льва Толстого и Ильи Репина писатель был уже широко известен и однажды сам пришел в мастерскую художника. После первой же долгой беседы с великим писателем Репин сдружился с ним и проводил много времени. За все годы их знакомства он оставил прекрасное наследие в виде многочисленных портретов, гипсовых бюстов, рисунков и других работ, посвященных Толстому. Но решился на основательную портретную работу мастер не сразу. Познакомились они в 1880 году, а за ныне известный портрет писателя с книгой в руках Репин приступил только семь лет спустя. До этого он внимательно присматривался к писателю и пытался понять его натуру.
Павел Третьяков полагал, что Репин непременно напишет Толстого в полный рост и на фоне пейзажа. Такой художественный ход должен был подчеркнуть величие литературного гения. Но у Репина было другое мнение. Он отказался от традиционных техник монументализма и возвеличил Толстого, отстранившись от окружающей обстановки. Так, он убрал изображенный в первоначальной версии шкаф и многочисленные предметы, что позволяет зрителю сосредоточиться исключительно на личности писателя. В то же время ему удалось запечатлеть характерное для Толстого мгновение раздумья, в которое тот часто погружался, отложив книгу. Эта работа считается одной из лучших среди всех портретов Толстого, а трудились над ним многие: И. Крамской, М. Нестеров, Л. Пастернак, Пабло Пикассо и другие художники.
Самые дорогие картины Репина
В свое время картины Ильи Репина раскупали за большие деньги царские особы и известные меценаты. А сегодня за них бьются коллекционеры, отдавая огромные суммы. За последние годы на торгах появлялось более двухсот живописных работ, включая эскизы и этюды. Стоимость их составляет десятки и сотни тысяч долларов, а в некоторых случаях и миллионы долларов. Рассмотрим несколько примеров.
К числу самых дорогих картин Репина, когда-либо проданных на официальных торгах, относится работа «Парижское кафе». Это одно из значимых произведений Репина, которое многократно экспонировалось на выставках и имеет богатую историю. На торгах Christie’s в 2011 году она была продана за 4,5 миллиона фунтов стерлингов или 7,4 млн долларов. По сегодняшним деньгам это примерно полмиллиарда рублей.
Среди других работ назовем следующие: портрет мадам Алисы Ривуар с декоративной собачкой (2,3 млн долларов), этюд к семейному портрету (1,9 млн долларов), портрет жены художника Веры Репиной (1,9 млн долларов), этюд к рассмотренной нами выше картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1 млн долларов) и портрет Юрия Репина на фоне Неаполитанского залива (1 млн долларов).
Мы рассмотрели лишь несколько наиболее известных произведений величайшего мастера Ильи Репина, входящего в топ-100 самых известных русских художников. Это не умаляет других его прекрасных картин, которые стоят внимания заинтересованного зрителя. Его полотна продолжают глубоко воздействовать на зрителя и сегодня, заставляя последнего забыть про суету дня и целиком погрузиться в исторический сюжет, размышлять над судьбой человека или восхищаться виртуозными портретами мастера.