Антикварная площадка онлайн

Топ-100 самых известных русских художников

В этой статье мы расскажем о самых известных русских художниках, картины которых выставляются в музеях, продаются на аукционах за огромные суммы и будоражат умы людей разного возраста. Это мастера различных стилей и направлений от академизма до авангардизма, которые в свое время не побоялись пойти против устоев общества и ярко проявили себя в живописи. Мы разделили живописцев по стилям, но это деление отчасти условное, так как многие выдающиеся русские художники творили в самых разных стилях и часто смешивали их.

Наперекор традициям. Топ-15 известных абстракционистов и авангардистов

Абстракционисты покорили многих своим нестандартным видением искусства, потому их произведения и сегодня числятся в списке самых узнаваемых и дорогих. Начнем мы наш список с неординарного художника Казимира Малевича, подарившего миру не только «Черный квадрат» и «Супрематическую композицию», но и сам супрематизм. Неспроста мастер входит в топ-3 русских художников с самыми дорогими картинами, поскольку за его «Супрематическую композицию» заплатили на аукционе 86 млн долларов. Вслед за Малевичем это направление развивали его ученики Александра Экстер, Любовь Попова и Илья Чашник.

К. Малевич. Легендарная картина «Черный квадрат». 1915 г.
К. Малевич. Легендарная картина «Черный квадрат». 1915 г.

А. Экстер. «Пикник на пляже». 1928 г.
А. Экстер. «Пикник на пляже». 1928 г.

Не менее ярко проявили себя в данном направлении и такие представители беспредметной живописи, как отец абстракции Василий Кандинский, разработчики лучизма Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Их полотна также уходили с аукционов за миллионы долларов. Не менее оригинально и востребовано кинетическое искусство Антуана Певзнера и абстрактно-примитивистские полотна Никола де Сталя.

М. Ларионов. «Стекло». 1912 г.
М. Ларионов. «Стекло». 1912 г.

Н. Гончарова. «Портрет Ларионова». 1913 г.
Н. Гончарова. «Портрет Ларионова». 1913 г.

Если абстракционисты предпочитали беспредметную живопись, то авангардисты просто поражали публику своими невероятными формами, красками и отрицанием всех привычных канонов. Так, на картинах одного из самых известных русских авангардистов XX-го века Марка Шагала можно увидеть один и тот же предмет с разных сторон, наложение на одну картину разных времен, идей и перспектив. Эрик Булатов удивляет зрителей своей необычной комбинацией броского текста и самых разных сцен. Кстати, в 2017 году Булатов оказался на втором месте рейтинга InArt самых признанных современных художников России. А картины Павла Челищева сравнивали с живописью Шагала.

М. Шагал. «Я и деревня». 1911 г.
М. Шагал. «Я и деревня». 1911 г.

Э. Булатов. «Вход — Входа нет». 1994-1995 гг.
Э. Булатов. «Вход — Входа нет». 1994-1995 гг.

Не менее удивительны работы авангардистов Владимира Баранова-Россине, Сони Делоне и Алексея Моргунова.

С. Делоне. «Певцы фламенко». 1916 г.
С. Делоне. «Певцы фламенко». 1916 г.

Навстречу гармонии и идеалам. Топ-15 известных академистов, классиков и неоклассиков

Абстракционизм и схожие с ним направления принимает далеко не каждый человек. Кому-то больше по душе традиционные портреты или пейзажи. К такой же группе относятся и приверженцы классицизма, которые предпочитают демонстрировать гармонию мира и даже идеализировать его. Среди известных это художник Карл Брюллов с его шедевром «Последний день Помпеи», это Генрих Семирадский с полотнами на античную тему, это Владимир Боровиковский с его знаменитыми портретами царских особ.

К. Брюллов. «Последний день Помпеи». 1833 г.
К. Брюллов. «Последний день Помпеи». 1833 г.

Г. Семирадский. «Путешественник в Древней Греции».
Г. Семирадский. «Путешественник в Древней Греции».

В схожем с ними направлении трудились и академисты, чьи работы пользовались большим успехом. Так, Александра Иванова даже прозвали художником одной картины за его «Явление Христа народу». А морские пейзажи и сцены сражений Льва Лагорио были столь реалистичны, что оказывали неизгладимое впечатление на зрителей. У Алексея Харламова прекрасно получались женские и детские портреты, Никанор Чернецов завораживал зрителей своими городскими и архитектурными пейзажами, у Николая Крымова отлично выходили природные пейзажи, а Константин Крыжицкий предпочитал изображать реалистичные пейзажи.

А. Иванов. Главная картина жизни «Явление Христа народу». 1837-1857 гг.
А. Иванов. Главная картина жизни «Явление Христа народу». 1837-1857 гг.

Л. Лагорио. Баталия «Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года». 1891 г.
Л. Лагорио. Баталия «Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года». 1891 г.

А. Харламов. Полотно «Составление букета».
А. Харламов. Полотно «Составление букета».

Среди академистов выделим и еще одну интересную группу художников, которые работали на заказ и потому на большинство работ много времени не тратили. Это салонные академисты Юлий Клевер и Константин Маковский, которые при своем поточном производстве прекрасно зарабатывали. Более того, теперь на их картинах зарабатывают и их владельцы.

К. Маковский. Портрет В.А. Волконской. 1884 г.
К. Маковский. Портрет В.А. Волконской. 1884 г.

Куда более свободно к вопросу художественных канонов подошли представители неоклассицизма. Если посмотреть на работы популярных русских неоклассиков, то мы увидим менее строгие формы и более динамичные композиции в известных театральных работах Леона Бакста, в автопортрете «Арлекин и Пьеро» Василия Шухаева и Александра Яковлева, в пронзительных картинах на тему России Бориса Григорьева.

Л. Бакст. Эскиз костюма Клеопатры. 1909 г.
Л. Бакст. Эскиз костюма Клеопатры. 1909 г.

В. Шухаев. А. Яковлев. Двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро». 1914-1962 гг.
В. Шухаев. А. Яковлев. Двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро». 1914-1962 гг.

Б. Григорьев. «Лики мира». 1929-1930 гг.
Б. Григорьев. «Лики мира». 1929-1930 гг.

Мир без прикрас. Топ-22 известных художников-реалистов

Реалисты были против смотрящих с портретов идеальных лиц и безупречных форм. Они передавали самые мелкие детали обстановки, глубоко проникались чувствами персонажей и грандиозностью даже незначительного на первый взгляд момента. И начнем этот рейтинг мы с художников, имена которых слышал каждый. Это знаменитый Илья Репин и его «Бурлаки на Волге», это Иван Шишкин со знакомым любому «Утром в сосновом лесу», это Василий Перов и его картина «Тройка», это Алексей Саврасов со знаменитой картиной «Грачи Прилетели».

И. Репин «Бурлаки на Волге». 1872–1873 гг.
И. Репин «Бурлаки на Волге». 1872–1873 гг.

И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.
И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.

В. Перов. «Тройка». 1866 г.
В. Перов. «Тройка». 1866 г.

А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 г.
А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 г.

Тема реализма в живописи оказалась весьма востребованной и привлекала многих художников. Среди них назовем передвижника Николая Богданова-Бельского, чьи жанровые сцены и портреты уходили в крупнейшие коллекции, в частности к П. Третьякову. Далее это Абрам Архипов, прославившийся реалистичным отражением крестьянского быта, это Василий Верещагин и Алексей Боголюбов с их завораживающими баталиями. Это удивительные пейзажи Исаака Левитана и Ефима Волкова, индустриальные пейзажи Александра Куприна, или русские пейзажи и евангельские сюжеты Василия Поленова. Это масштабные полотна о выдающихся событиях Ильи Глазунова.

Н. Богданов-Бельский. «Воскресное чтение в сельской школе».
Н. Богданов-Бельский. «Воскресное чтение в сельской школе».

В. Верещагин. «Апофеоз войны». 1871 г.
В. Верещагин. «Апофеоз войны». 1871 г.

Отдельной веткой реализма стал соцреализм, в котором работали крупные советские живописцы Сергей Герасимов, Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Александр Волков. И среди них представители так называемого сурового стиля Георгий Нисский и Виктор Попков.

А. Дейнека. «Будущие летчики». 1938 г.
А. Дейнека. «Будущие летчики». 1938 г.

В. Попков. «Семья Болотовых». 1967-68 гг.
В. Попков. «Семья Болотовых». 1967-68 гг.

Свои нотки в реализм добавили и другие художники-передвижники. Это Михаил Клодт с его поэтическими сельскими пейзажами, это Михаил Нестеров, прославившийся нестеровским пейзажем, это Константин Сомов, не побоявшийся познакомить зрителя с интимным миром.

К. Сомов. «Русская пастораль». 1922 г.
К. Сомов. «Русская пастораль». 1922 г.

Эмоции и чувства. Топ-20 известных художников-романтиков, экспрессионистов, символистов и импрессионистов

Не всех живописцев интересовала логичность, стройность композиции и строгое следование техникам. Целая плеяда художников углубилась в передачу на полотнах эмоций и чувств, образовав стиль романтизм. Одним из прославивших это направление мастеров стал Архип Куинджи, светящиеся картины которого зрители могли с восхищением рассматривать часами. Не менее чарующи полотна знаменитого Ивана Айвазовского с его «Девятым валом» или «Чесменским боем». У Ореста Кипренского романтизм проявлялся в чувственных портретах, у Николая Дубовского в глубинном восприятии природы, у Алексея Кравченко в особой цветопередаче, композиции и динамике каждого сюжета.

А. Куинджи. «Березовая роща». 1901 г.
А. Куинджи. «Березовая роща». 1901 г.

И. Айвазовский. «Чесменский бой». 1848 г.
И. Айвазовский. «Чесменский бой». 1848 г.

Сильнейшие позитивные или негативные эмоции выражали и экспрессионисты. К ярчайшим их представителям относится Марк Ротко и Хаим Сутин. Картины Ротко обладали невероятной мощью и заставляли людей смеяться и плакать, разделанная туша с полотна «Бычья туша» Сутина уже почти век вызывает самые разные эмоции у зрителей. Не менее интересны «Мистические головы» и «Абстрактные головы» Алексея Явленского. Не даром вся тройка входит в топ-10 мастеров с самыми дорогими аукционными продажами с 2000 года. А Илья Кабаков с его инсталляциями также оказался в числе лидеров упомянутого выше списка InArt лучших современных художников. Отметим и необычные картины Евгения Чубарова, которые также оказывают большое впечатление на зрителей.

М. Ротко. Картина «Оранжевый, красный, желтый»
М. Ротко. Картина «Оранжевый, красный, желтый». 1961 г. Продана на Christie`s в 2012 г. за 87 млн долларов

Х. Сутин. Картина «Бычья туша». Около 1923 г.
Х. Сутин. Картина «Бычья туша». Около 1923 г. Продана на Christie`s в 2015 году за 28 млн долларов

Еще дальше пошли символисты, погрузившиеся в мистику, в показ пороков человека, таинственности его жизни и смерти. Это лиричные картины Павла Кузнецова, это полные чувств работы Виктора Борисова-Мусатова.

П. Кузнецов. Полотно «Рождение». 1906-1907 гг.
П. Кузнецов. Полотно «Рождение». 1906-1907 гг.

Импрессионисты и вовсе поставили во главу угла работу с цветом и светом. Так появилась картина с очень глубокими цветами «Портрет хористки» Константина Коровина, так зритель ощутил стремительность городских улочек в работах Юрия Пименова и Алексея Арапова, разделил чувства с Кузьмой Петровым-Водкиным, наполнился эмоциями через пейзажи Сергея Виноградова, Петра Петровичева, Игоря Грабаря и Константина Юона.

К. Коровин. Портрет хористки. 1883 г.
К. Коровин. Портрет хористки. 1883 г.

К. Петров-Водкин. Картина «1918 год в Петрограде». 1920 г.
К. Петров-Водкин. Картина «1918 год в Петрограде». 1920 г.

Смелые идеи. Топ-15 известных модернистов, кубистов и конструктивистов

Родственным авангардизму является модернизм. Модернисты тоже выступали против застоя в живописи, против сложившихся канонов и направили усилия на поиск новых художественных средств. Так, Павел Филонов рисовал картины с помощью цветовых ячеек и разработал аналитическое искусство. Николай Фешин часто рисовал картину не кистью, а мастихином, и добивался удивительных тающих переходов от одного участка к другому. Исаак Бродский не просто рисовал, а словно бы ткал тонкие кружева, добиваясь высочайшей ажурности картин. Роберт Фальк смешивал разные приемы, добиваясь пластичности и экспрессии изображения.

П. Филонов. «Формула весны». 1928-1929 гг.
П. Филонов. «Формула весны». 1928-1929 гг.

Н. Фешин. «Портрет мадемуазель Подбельской». 1912 г.
Н. Фешин. «Портрет мадемуазель Подбельской». 1912 г.

И. Бродский. «Фейерверк». 1916 г.
И. Бродский. «Фейерверк». 1916 г.

Еще одной разновидностью авангардизма является кубизм. Художники этого направления экспериментировали с дроблением картины на разнообразные геометрические фигуры, в частности кубы. Так как интерес к этому стилю не мог закончиться на простом дроблении, то у каждого художника кубизм проявлялся в соответствии с его мироощущением и всем его художественным опытом. Так, в работах Аристарха Лентулова даже разложенные на фрагменты картины передавали огромную жизнерадостность художника. Вера Рохлина выделяла грани цветом, что помогало зрителям уходить от рассмотрения деталей к общему восприятию картины.

А. Лентулов. Картина «Василий Блаженный». 1913 г.
А. Лентулов. Картина «Василий Блаженный». 1913 г.

В. Рохлина. Холст «Окрестности Тифлиса». Около 1919 г.
В. Рохлина. Холст «Окрестности Тифлиса». Около 1919 г.

Кирилл Зданевич и вовсе пришел к идее оркестровой живописи, которая разрешала художнику использовать в одной работе не только разные стили, но и разное понимание самой живописи. К числу талантливых кубистов также относятся эпатажная Тамара де Лемпицка, академик АХ СССР Петр Кончаловский, оригинальный портретист Юрий Анненков, новатор Александр Богомазов, талантливый художник Иван Клюн и кубист Макс Вебер, учивший Марка Ротко.

К. Зданевич. «Оркестровый автопортрет». 1917-18 гг.
К. Зданевич. «Оркестровый автопортрет». 1917-18 гг.

К русскому авангардизму относятся и конструктивисты, которые находили новые формы в производственном искусстве. Благодаря таким известным художникам-конструктивистам, как Александр Родченко, Василий Ермилов, Варвара Степанова и многим другим, авангардизм перебрался на одежду, отразился в рекламных плакатах, иллюстрациях книг и нашел другие практические применения.

В. Степанова. Эскизы спортивных костюмов.
В. Степанова. Эскизы спортивных костюмов.

В поисках нового. Топ-10 популярных представителей модерна

Общепринятые в живописи каноны в XIX-ом веке завели художников в некоторый тупик, когда фактически картины писались на одни и те же темы широко известными техниками. Это привело сначала к робким попыткам, а потом и к расцвету модерна — направления, в котором на первое место вышел интерес к развитию жизненных сил и проявлению необузданных чувств. Это выражалось в плавных линиях, многообразных оттенках, высокой орнаментальности и переходу к плоскому изображению. Одними из ярчайших представителей модерна являются Михаил Врубель и Николай Рерих. Многочисленные полотна о демонах, завораживающая «Жемчужина» Врубеля, удивительные религиозные сюжеты Рериха — все они словно хранят тайну бытия, постигнутую мастерами и бережно переданную потомкам.

М. Врубель. Незаконченная картина «Демон летящий». 1899 г.
М. Врубель. Незаконченная картина «Демон летящий». 1899 г.

Н. Рерих. «Труды Богоматери». 1931 г.
Н. Рерих. «Труды Богоматери». 1931 г.

В одном ряду с ними стоят такие маститые художники-модернисты, как Виктор Васнецов, Василий Суриков и Валентин Серов. Кто не помнит картину «Богатыри» Васнецова, кто не всматривался в «Переход Суворова через Альпы» Сурикова и не разглядывал с удивлением высокую статную фигуру Петра Первого в одноименном произведении Серова?

В. Васнецов. «Богатыри». 1881–1898 гг.
В. Васнецов. «Богатыри». 1881–1898 гг.

В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы». 1899 г.
В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы». 1899 г.

В. Серов. «Петр I». 1907 г.
В. Серов. «Петр I». 1907 г.

Среди талантливых русских модернистов назовем и таких художников, как Зинаида Серебрякова с ее чувственным женскими образами, как Елена Поленова с ее известными иллюстрациями сказок, как Мария Якунчикова с ее видами Парижа и декоративными панно, как Николай Сапунов с его театральными полотнами и Борис Кустодиев с его яркими жанровыми сценами.

З. Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». 1909 г.
З. Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». 1909 г.

М.В. Якунчикова. «Версаль». 1891 г.
М.В. Якунчикова. «Версаль». 1891 г.

Просто жизнь. Топ-3 известных примитивиста

Примитивисты выступали против всяческих форм зависимости и покорности. Их не устраивала чрезмерно сложная жизнь, поэтому они прибегали в своих работах к ее упрощению. Это заставляло зрителя больше сопереживать, нежели обдумывать. Так родились на свет пронзительные картины известного примитивиста Нико Пиросмани, легендарные полотна Ладо Гудиашвили, выразительные натюрморты Ильи Машкова.

Н. Пиросмани. Групповой портрет «Кутеж»
Н. Пиросмани. Групповой портрет «Кутеж»

Л. Гудиашвили. Работа «Нико Пиросмани». 1928 г.
Л. Гудиашвили. Работа «Нико Пиросмани». 1928 г.

Представленный рейтинг топ-100 самых популярных русских художников не претендует на полноту. Кроме названных живописцев вы наверняка найдете немало талантливых мастеров, которые оказали влияние на развитие живописи. Однако надеемся, что этот немалый список поможет вам в целом оценить размах русского творчество и познакомиться с его многообразием направлений.

Свежие записи

В двадцать один год талантливый юноша имел в своем арсенале две серебряные, малую и большую золотые медали за впечатляющие картины. Также он получил в награду поездку за рубеж, которой воспользовался в 1830-м году

С переходом в двадцать первый век интерес к живописи Булатова в России начал расти. Помимо интенсивных зарубежных выставок с начала тысячелетия прошло несколько выставок в России, также художника пригласили для работы в московском музее современного искусства «Гараж»

Проявив себя в живописи талантливым портретистом, художник был замечен именитыми особами. В 1810-х годах он работал при дворе великой княгини Екатерины Павловны, а позднее императрица Елизавета Алексеевна оплатила его пенсионерскую поездку за рубеж

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно