Антикварная площадка онлайн

Феноменальный представитель русского и европейского авангарда Эль Лисицкий

Биография художника Эля Лисицкого
Особенности творчества художника Эля Лисицкого
Цены, рекорды продаж картин Лисицкого
Оценка, продажа и скупка картин Лисицкого

Биография художника Эля Лисицкого

Лазарь Маркович Лисицкий родился в 1890 году в городке Починок Смоленской губернии Российской империи в еврейской семье купца-ремесленника. Позже семья переехала в Витебск, где мальчик увлекся живописью, брал первые уроки у мастера Ю. Пэна и познакомился с авангардистом Марком Шагалом. В возрасте 19 лет Лазарь попытался поступить в Императорскую Академию художеств, однако евреям было сложно туда попасть. Тогда пытливый молодой человек посвятил свою деятельность архитектуре, защитив с отличием диплом в Высшей политехнической школе в Германии.

Л.М. Лисицкий (Эль Лисицкий) (1890–1941)
Л.М. Лисицкий (Эль Лисицкий) (1890–1941).

Тем не менее, он не оставил живопись, а в дальнейшем смешал свои живописные взгляды и познания в области архитектуры. Будучи разносторонне одаренным, Лисицкий иллюстрировал книги на идише, организовывал выставки, преподавал, изучал памятники еврейской старины в этнографических поездках, был активным участником объединения авангардистов УНОВИС, архитектурного сообщества ОСА, занимался фотомонтажом и другими направлениями.

Особенный вклад Лисицкий внес в развитие авангардизма и со временем стал влиятельной фигурой на мировой сцене авангардистов. С 1920 года он взял себе псевдоним и в итоге вошел в историю как Эль Лисицкий. Он проявил себя как новатор в самых разных сферах от живописи до книжного дизайна и оформления выставок. Фактически его эксперименты оказали значительное влияние на дальнейшее развитие мирового искусства.

По стечению обстоятельств художнику пришлось метаться между фигуративным авангардизмом Марка Шагала и супрематизмом Казимира Малевича. Однако его настолько привлекали идеи Малевича, что в конце концов Лисицкий стал приверженцем супрематизма и привнес в него свое архитектурное видение. В частности, он показал миру объемный супрематизм и даже создал ряд проектов города будущего. Он предложил строить горизонтальные небоскребы (широкие дома на узких башнях-опорах), но эти проекты не нашли практического применения. Исключением стала типография журнала «Огонек», которая интересна как своей архитектурной формой, так и сочетанием круглых небольших окон с огромными квадратными окнами.

Л.М. Лисицкий (Эль Лисицкий) (1890–1941)

Среди показательных примеров картин Лисицкого назовем так называемые проуны (проекты нового искусства), работы «Трибуна Ленина», «Путешественник по всем векам. Фигурина», «Новый человек».

Эль Лисицкий. Трибуна Ленина. 1920 г
Эль Лисицкий. Трибуна Ленина. 1920 г.

В 1941 году художник заболел туберкулезом, который унес его из жизни в возрасте 51 года. В то время он проживал в Москве, где и был похоронен.

Особенности творчества художника Эля Лисицкого

Объемный супрематизм и проуны

Значительное влияние на творчество Лисицкого оказало знакомство с авангардистами, в частности с Марком Шагалом и Казимиром Малевичем. Художник был просто очарован созданным Малевичем супрематизмом, который хорошо подходил его архитектурному опыту. Именно Лисицкий стал переводить супрематизм в трехмерное пространство и смешал его с конструктивизмом. Если автор «Черного квадрата» видел в супрематизме чистое искусство, то Лисицкий, напротив, стремился воплотить новые идеи в жизнь. Переход к объемному супрематизму ознаменовался изобретением так называемых проунов — проектов утверждения нового.

Эль Лисицкий. Картины-проуны разных лет

Эль Лисицкий. Картины-проуны разных лет

Для него это были не просто строгие фигуры на плоскости, но проекты будущих интерьеров, зданий, мебели и всего того, что олицетворяло город будущего — город с супрематической архитектурой. Деятельность Лисицкого фактически помогла заложить основы нового дизайна и архитектуры двадцатого века. Например, одной из новаторских идей Лисицкого стали горизонтальные небоскребы — широкие здания, которые строились на узких опорных башнях. Строительство таких зданий позволило бы эффективнее использовать место там, где оно ограничено. Несмотря на то, что идеи таких небоскребов оказались слишком новаторскими для своего времени, позже они были реализованы в разных странах.

lisiz-6.jpg

Еврейский авангардизм

С 1916 по 1923 годы Лисицкий посвятил много времени изучению и выражению себя в еврейской культуре, из-за чего данные годы еще называют еврейским периодом его творчества. С этой целью художник в 1916 году отправился вместе с другом И. Рыбаком в экспедицию, в которой копировал росписи синагог. Эта увлеченность своими корнями вылилась в то, что Лисицкий стал одним из основателей авангардизма в иллюстрациях еврейской литературы. Он иллюстрировал книги на идише, а также широко использовал в своих картинах и иллюстрациях еврейскую символику. Нередко надписи на иврите он смешивал с русскими или латинскими буквами, а также с арабскими и римскими цифрами.

Обложка книги «Four billy goats» («Четыре козла Билли»). 1922 г.
Обложка книги «Four billy goats» («Четыре козла Билли»). 1922 г.

Плакаты, книги и фотомонтаж

Лисицкий был коммунистом, увлеченным идеями революции. Помимо собственно живописи он стал знаменит плакатами и книгами с необычным дизайном. Его известные плакаты «Клином красным бей белых» и «Все для фронта! Все для победы!» широко известны на весь мир и часто обсуждаются в разных дизайнерских школах. Интересно, что некоторые плакаты были созданы благодаря фотомонтажу, что раскрыло широчайшие просторы перед творчеством мастера и прославило его еще больше.

Эль Лисицкий. Плакат «Клином красным бей белых». 1920 г.
Эль Лисицкий. Плакат «Клином красным бей белых». 1920 г.

Неординарно новатор подошел и к книжному делу, пытаясь и здесь перейти к архитектуре и трехмерному пространству. В частности, в сборнике стихов В. Маяковского «Маяковский для голоса» Лисицкий придумал создать содержание в виде закладок-лесенок. С их помощью чтецы могли одним движением открывать нужное стихотворение, не разыскивая его по книге.

Эль Лисицкий. Иллюстрации и архитектура книги «Маяковский для голоса». Берлин. 1923 г.
Эль Лисицкий. Иллюстрации и архитектура книги «Маяковский для голоса». Берлин. 1923 г.

Цены, рекорды продаж картин Лисицкого

Картины Эля Лисицкого сегодня ценятся высоко. Художник входит в топ-100 русских мастеров с самой дорогой продажей картины с 2000 года. Самым дорогим среди его работ оказался «Автопортрет» (другое название «Конструктор»), выполненный при помощи фотомонтажа. Эта одна из самых известных работ художника, созданная в 1924 году. В своем теоретическом труде он утверждал, что современный художник должен владеть не только кистью, но молотком и циркулем. Именно циркуль призван был отражать безупречную точность художника, причем, по словам Микеланджело, находиться не в руке, а в глазу. Так перед нами и предстает художник — с циркулем в руке и глазу, что удалось достичь при помощи различных приемов фотомонтажа (мультиэкспозиции, коллажа и фотограммы).

Эль Лисицкий. Автопортрет («Конструктор»). 1924 г.
Эль Лисицкий. Автопортрет («Конструктор»). 1924 г.

Оригинал работы «Конструктор» находится в Государственной Третьяковской галерее, но в том же 1924 году Лисицкий сделал оттиск с фото и передал его художнице и фотографу Кейт Стейниц. Позже он попал в коллекцию Лидии Уинстон Мальбин, откуда был продан на торгах Sotheby's в Нью-Йорке в 1990 году за 506 тыс. долларов. В марте 2019 года работа «Конструктор» появилась на аукционе Christie`s и была выставлена с эстимейтом 800-1200 тысяч фунтов стерлингов. Работа вызвала интерес участников мероприятия и была продана за 947 тыс. фунтов стерлингов или 1,2 млн долларов.

Из других продаж картин Лисицкого назовем такие уходы: работа «Проун №89» была продана за 287 тыс. фунтов стерлингов, фотомонтаж «Пеликан Тинте» ушел за 265 тысяч евро, работа по оформлению электромеханического шоу «Победа над Солнцем» ушла с молотка за 172 тыс. фунтов стерлингов. Также есть немало и других работ, проданных за сумму выше ста тысяч фунтов стерлингов.

Эль Лисицкий. Работа к шоу «Победа над Солнцем». 1923 г.
Эль Лисицкий. Работа к шоу «Победа над Солнцем». 1923 г.

Оценка, продажа и скупка картин Лисицкого

Как продать картину Лисицкого

Картины Лисицкого, как и другого художника, могут иметь совершенно разную стоимость. Это зависит от значимости конкретной работы, ее провенанса, размеров, оригинальности используемых художественных приемов, степени сохранности и других параметров. Немаловажно и то, насколько сам автор востребован сегодня на арт-рынке. Учесть все эти нюансы наилучшим образом сможет эксперт, который не только отлично разбирается в деятельности Лисицкого, но и имеет необходимый инструментарий для оценки произведения. Предлагаем заказать экспертизу картин Лисицкого в Центре научной экспертизы имени Бенуа.

Как продать картину Лисицкого

Чем лучше картина будет подготовлена к продаже, тем больше шансов, что она заинтересует покупателей. Начать можно с подготовки описания, в котором указывается имеющаяся в наличии информация о картине: название, автор, дата создания, размеры, стиль художника и другое. Также стоит подготовить качественные фотографии картины для ее представления в каталогах и на торговых площадках.

Особое значение имеет сбор возможных документов о ее продаже, хранении и представлении общественности. Это могут быть договора купли-продажи, информация об уходах с аукционов, сведения об участии работы в выставках, печати ее репродукции в журналах и прочее. Такую информацию стоит включить в описание картины, а также представить историю ее создания или художественный период, в который она создавалась.

Где продать картину Лисицкого

Если вы хотите продать оригинальную работу Эля Лисицкого, предлагаем выставить ее на нашем сайте антиквариата, где ее увидит большое количество заинтересованных покупателей. Если вы не готовы ждать, тогда рассмотрите наши условия по скупке картин Лисицкого.


Свежие записи

Еврейское происхождение послужило серьезным препятствием в жизни и деятельности Левитана. По распоряжению властей его вместе с другими евреями дважды высылали из Москвы, а по блестящему окончанию художественного училища дали только диплом учителя чистописания

Переехав вместе с Ларионовым в Париж, Гончарова приняла и его художественные взгляды, что ярко отразилось на ее творчестве. Этому же способствовало и знакомство с французскими художественными веяниями

Зданевич с интересом экспериментировал в самых разных направлениях: пробовал свои силы в академизме, увлекался футуризмом, кубизмом, примитивизмом и сезаннизмом. Много размышляя на тему разных направлений и стилей, он вместе с соратниками-авангардистами пришел к идее всёчества и оркестровой живописи

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно