Коллекционерам старинных фарфоровых статуэток хорошо известна фирма Карла Энса. Ее основателем был Фридрих Карл Энс (Karl Ens), одна из важнейших личностей в росписи немецкого фарфора. Он создал невероятное множество разнообразных форм и росписей фигурок птиц, животных, людей, жанровых, религиозных и охотничьих сцен. Очень натуралистичные, живые, тонкой изящной работы, его изделия всегда можно отличить среди других. После смерти Фридриха Карла его дети в точности продолжили традицию высочайшего качества и утонченной продукции. Помимо новых, модели, созданные отцом, повторялись на протяжении многих лет с таким же мастерством и виртуозностью, потому их сложно датировать. Но это всегда были произведения с тонкой прорисовкой, прозрачным либо полупрозрачным, но неизменно ровным красочным слоем, изящной формой, мельчайшей детализацией. Каждая работа – это законченный шедевр, и если что-либо в работе кажется грубоватым, неуместным, случайным, то, скорее всего, это подделка. Каждый фирменный предмет, от крохотной статуэтки до подарочного блюда, идеален.
Производство Фридриха Карла Энса находилось в г. Лауша Тюрингии, центральном ремесленном регионе Германии. Город был знаменит стекольной промышленностью и техникой витражной живописи. С развитием фарфорового производства в Лауша начала процветать роспись по фарфору, которая была долгое время основным средством существования горожан.
Фридрих Карл потомственный художник по фарфору. Его отец Иоганн Карл Энс работал для основателя фирмы Greiner Иоганна Готхельфа в Лимбах, а позднее для его сына Иогана Фридриха в Ренштайне. Женившись в 1790 г. на Кристиане Грейнер, он начал собственное дело в Лауша. При постоянном росте продаж фарфоровых изделий роспись Иоганну Энсу приносила неплохую прибыль.
Фридрих Карл Энс, один из четырех детей в семье, родился в 1802 г. Его творческий потенциал и художественная изобретательность проявились весьма рано, отец взял его в качестве внештатного помощника еще в период школьного обучения. Когда умер отец, Фридриху исполнилось 11 лет, и он был старшим мальчиком в семье, а значит, основным кормильцем. Его дальнейшее обучение было финансово невозможным, все знания в области рисунка и росписи ему пришлось приобретать самостоятельно. Первые работы он начал с изображений конных и охотничьих сцен, которые очень ценились и были популярны. Подобные сюжеты применялись не только на блюдах и чашах, ими разрисовывались фарфоровые трубки как символ статуса.
В 19 лет Фридрих женился на Шарлотте Мюллер, дочери стеклодува из Шмелен Бука, и недалеко от ее родных мест открыл собственную мастерскую. После трудового дня, до поздней ночи он изучал литературу по методам рисования и сравнительной анатомии. Вместо обычного копирования рисунка, как это делало большинство мастеров, он сам создавал сюжеты, в которых редко повторялся. Наблюдая за природой Сланцевых гор, что находились в непосредственной близости от его мастерской, Карл изображал на изделиях очень реалистичные образы птиц и животных, увиденные и зарисованные им.
Проследить по годам перемены в предприятии, ставшим впоследствии знаменитой фирмой Karl ENS, довольно сложно. В 1837 г. Фридрих Карл вошел совладельцем в состав компании Porzellanmalerei (живопись по фарфору) Greiner & Greiner, которая существовала в Лауша уже десять лет и была основана Гюнтером и его сыном Вильгельмом Грейнерами. Позже, в 1885 г., компания стала известна под названием Ens & Greiner и завоевала награды в Вене, Сиднее, Мельбурне, Чикаго и Антверпене. Возникновение литографии предоставило новые возможности для нанесения на ровные поверхности фарфоровых предметов сцен охоты и жанровых картин, во множестве созданных Фридрихом Карлом Энсом.
Поклонником художественного таланта Энса, в тот период, когда он работал в Лауша, был большой любитель, меценат и покровитель искусства герцог Саксен-Мейнингенский Георг II. Во время ежегодной охоты на оленей герцог регулярно посещал Энса, чтобы увидеть последние его изделия и приобрести некоторые из них. В 1855 г. на предприятии Фридриха Карла в Лауша работало до 150 сотрудников. Эти изделия считаются до сих пор высшей точкой и совершенством росписи фарфора.
В 1861 г. Карл Энс приобрел акции, став совладельцем фабрики в Фолькштедте (Volkstedter). Его компаньонами стали Трибнер из Ваймара, сыновья: скульптор Эдуард Энс и художник Карл Энс младший, а компания приобрела название Triebner, Ens & Co. Стремление к художественному совершенству выгодно выделяют предприятие, изделия расходятся по стране и за рубежом. Не совсем понятна судьба предприятия в Лауша, где, очевидно, производилась только роспись, но, скорее всего, оба учреждения одновременно работали до 1899 г. Энс постоянно передвигается между Лауша и Фолькштедтом и во время одной из таких поездок он заболел тяжелой формой пневмонии. Скончался Фридрих Карл Энс пятого ноября 1865 г. в Lauscha, где и похоронен.
Дальнейшую деятельность вели сыновья Эдуард и Карл. Нередко, в аукционных интернет-продажах можно встретить название компании Ens & Eckert в период 1877–1894 гг. Это вносит некоторую путаницу. С 1877 г. к обществу присоединился еще один компаньон, и предприятие приобрело название Triebner, Ens & Eckert. Изделия под этой маркой хорошо известны в среде коллекционеров. До 1894 г. фирмой достигнут высокий уровень исполнения статуэток, интерьерных предметов и фирменной декоративной посуды. Продукция, несмотря на жесткую конкуренцию, выделяется на рынке фарфора. Фирма навсегда отказалась от производства утилитарных объектов и сосредоточилась на изысканных декоративных вещах, высоко ценимых теми, кто мог их себе позволить.
В 1899 году братья Энс, на базе фарфорового завода, основали акционерную компанию Karl ENS Volkstedt. В 1910 г. управляющими фирмы утверждены Карл и Пауль Энс.
В 1927 г. владельцами предприятия становятся Герман и Эдуард Энс. На фабрике работает 50 сотрудников, среди них талантливые художники Арчем Сторчем и Бертольд Боес. Фабрика выпускает роскошный фарфор с великолепной росписью в реалистичных традициях Фридриха Карла Энса. Сейчас бы такая продукция классифицировалась уровнем «люкс». Отличительные фирменные изделия: статуэтки, малые скульптурные группы, вазы, чаши, блюда, подарочная посуда. Предметы всегда расписаны тематическими сюжетами либо украшены фигурками животных, птиц, людей.
С 1959 г. главный пакет акций общества выкупает правительство ФРГ, а в 1972 г. предприятие национализировано и переименовано до 1974 г.в VEB Unterglasurporzellanfabrik, затем до 1990 г. носило название Betriebsteil 1 des VEB Sitzendorfer Porzellanmanufaktur. Фабрика выпускала различную подарочную и декоративную продукцию. В 1990 годах предприятие было объявлено несостоятельным, и прекратило деятельность.
Изделия Карла Энса
Многие фигурки Karl ENS копировались другими производителями, но настоящие фирменные вещицы всегда можно отличить даже без клейма. Для статуэток людей никогда не использовались слишком яркие, броские тона, цвета всегда гармоничные, мягкие. Исключение могут составить фигурки итальянской театральной классики. Но чтобы соблюсти баланс, в ярких нарядах, таких как у Арлекина или Мефистофеля, используется минимум различных цветов.
Следующей отличительностью является передача характера, настроения и возраста на лицах персонажей, анатомически правильно воспроизводится положение человеческого тела в покое и движении. В статуэтках людей Karl ENS всегда есть определенная деятельность, черта характера или состояние, понятные зрителю: радость, возбуждение, раздумье, хитрость, грусть, ликование, безмятежность. Это выражено позами и лицами фигурок.
Мельчайшая детализация формы и прорисовки также отличает статуэтки Karl ENS. Но при этом в них нет нагромождения рюшей, оборок, излишних мелочей, отвлекающих от основной темы сюжета. Фигурки всегда имеют умеренный глянец и никогда не выглядят, словно облитые водой.
Фридрихом Карлом Энсом было создано множество фигурок животных и птиц. Модели повторялись на протяжении деятельности фирмы, создавались новые фигуры, но неизменным оставалось одно: все животные и птицы созданы реалистично, любой вид или порода, однозначно делались по образу конкретного существа. У птиц в точности воспроизведен окрас оперенья, породы собак имеют характерные признаки. Фигурки нельзя назвать статичными, в каждой из них таится движение в процессе, начале или его потенциал.
Клейма Карла Энса
С 1877 по 1894 года, когда общество именовалось Triebner, Ens & Eckert, ставился ряд клейм:
Последний из знаков ставился в период 1884–1894 гг.
В 1900 г. на учет в реестре немецких торговых марок взят такой знак компании Karl ENS:
С 1919 г. немецким торговым реестром зарегистрирован знак, в котором присутствует широко известная мельница. Этот знак просуществовал до национализации предприятия государством. Принято считать, что зеленого цвета клеймо наносилось на довоенные изделия, после войны ставился знак синего цвета. Это не совсем так. С клеймами, как и с историей бренда, все слишком неоднозначно. Зеленый, синий и черный цвет клейм встречается в послевоенный период.
Существует еще одно клеймо, которое относят к изделиям Карла Энса. К какому периоду оно принадлежит, ответить сложно.