Антикварная площадка онлайн

Оценка, продажа и реализация картин В.Э. Борисова-Мусатова

Краткая биография художника
Творчество мастера
Рекорды, стоимость картин Борисова-Мусатова
Экспертиза картин
Продажа картин

Картины-элегии мастера символизма В.Э. Борисова-Мусатова

Виктор Эльпидифорович Мусатов появился на свет в Саратове в 1870 году. Мальчик унаследовал от отца редкое отчество (происходит от названия военных кораблей), а позже взял двойную фамилию Борисов-Мусатов. Возникла она из-за того, что Виктор обожал своего незаурядного дедушку Бориса и захотел подчеркнуть это в своей фамилии. Родители Виктора были из числа бывших крепостных.

В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). Автопортрет.
В.Э. Борисов-Мусатов (1870-1905). Автопортрет.

С шестилетнего возраста мальчик настолько увлекся рисованием, что с четырнадцати лет занимался только живописью. Ее азы он постигал у художника В.В. Коновалова и в Саратовском обществе любителей искусства, а также с большим вдохновением изучал картины именитых мастеров, собранных в Саратове. Одной из ранних работ, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее, является картина «Окно».

В 1890-х годах юноша много учился у профессиональных живописцев. Он обучался у Поленова в МУЖВЗ, а также в Академии художеств Санкт-Петербурга (покинул академию по состоянию здоровья) и позже в Париже в частной мастерской «Ателье Кормана» (там же учился Рерих).

Художник активно участвовал в выставках, среди которых были выставки столичного Общества любителей искусств, Московского товарищества художников, общества «Мир искусства». В 1904 году владелец частной берлинской галереи помог Борисову-Мусатову с организацией персональных выставок в Берлине и Гамбурге.

Познакомившись с творчеством мастеров самых разных стилей и направлений, живописец более всего увлекся символизмом и импрессионизмом. Любимой его темой стало изображение барышень в старинных платьях на фоне старых поместий. К числу известных картин относятся, например, такие: «Автопортрет с сестрой», «Призраки», «Весна».

В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Призраки». 1903 г.

У Виктора Эльпидифоровича была довольно трудная жизнь, которая рано оборвалась. Еще в детстве он получил серьезную травму позвоночника, из-за чего всю жизнь страдал от болей в спине и не в каждом климате мог проживать (по этой причине покинул Академию художеств Санкт-Петербурга). Перенесенные операции и ухудшение состояния здоровья привели к тому, что в 1905 году, прожив всего 35 лет, художник скончался.

Творчество мастера

Увлекшись импрессионизмом еще в раннем творческом периоде, Борисов-Мусатов продолжал свои поиски, так как в импрессионистском подходе ему не хватало одухотворенности и поэтичности. Духовную составляющую он нашел в русском символизме, который в те годы охватил не только художников, но философов и писателей. Для кого-то символизм приобрел религиозно-мистический смысл, для кого-то свелся к духовным поискам. Борисов-Мусатов относился ко второй категории представителей искусства.

В ранних работах художник по большей части работал над пейзажными этюдами, но уже в середине 1890-х годов его все более вдохновляла тема изображения человека на фоне природы. При этом в первых произведениях человек словно бы растворялся на фоне природы, а в более зрелом творчество мастер подчинял пейзаж настроению и переживаниям персонажа.

Создав собственный живописный стиль для пейзажей, который можно охарактеризовать как сочетание импрессионистского пленэризма и декоративизма, художник сумел с его помощью донести до зрителя свою мечту о гармоничном сосуществовании человека и природы. Декоративизм проявлялся в том, что художник полностью перерабатывал впечатление от увиденного на пленэре в нечто декоративное, что выражало определенную символику духовного мира. Его картины были столь красивы и мелодичны, так очаровывали зрителя, что их часто называли элегиями.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Водоем». 1902 г.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Водоем». 1902 г.

Основным мотивом художника стали старинные усадьбы и прогуливающиеся возле них девушки. Именно эта тема помогала ему выразить свою мечту о гармоничном мире, наполненном высокой поэзией.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Гобелен». 1901 г.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Гобелен». 1901 г.

Физически изображению усадеб из прошлого способствовало посещение ветшающей усадьбы в Зубриловке, а также других имений. Психологически художник снова и снова возвращался к этой теме, пытаясь уйти от хаоса настоящего. Смена столетий ознаменовалась для него переходом в жестокий железный век с бесконечным стремлением общества к наживе, пошлостью быта, скукой и однообразием. В этом смысле картины о прекрасных дамах в старинных платьях и интерьерах стали для Борисова-Мусатова возможностью хотя бы мысленно находиться в мире прекрасного.

Одной из первых значительных картин с отголосками чудесного прошлого стала работа «Автопортрет с сестрой». В дальнейшие годы художник часто рисовал свои произведения с сестры или супруги. Специально для этой картины для сестры сшили старинное платье, что помогло художнику выразить свою ностальгию по ушедшей эпохе. Характерный для холста голубовато-зеленый фон в дальнейшем стал основным и для других работ.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Автопортрет с сестрой». 1998 г.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Автопортрет с сестрой». 1998 г.

Подлинный расцвет живописи Борисова-Мусатова произошел в начале двадцатого века, когда мастер достиг зрелости в работе, окончательно утвердился в живописной манере и выбранной тематике. Именно в это время он создает такие значительные картины, как «Весна», «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье», «Реквием» и ряд других. Удивительная легкость мазка в этих и других произведениях во многом объясняется тем, что художник использовал более подходящие для этого пастель, акварель или темперу, нежели масло.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Изумрудное ожерелье». 1903-1904 г.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Изумрудное ожерелье». 1903-1904 г.

Рекорды, стоимость картин Борисова-Мусатова

Определим, сколько стоят картины Борисова-Мусатова в настоящее время. Заметим, что на аукционах они появляются весьма редко. Начнем с того, что рассмотрим несколько наиболее крупных уходов, состоявшихся в последние десятилетия.

В ноябре 2014 года на аукционе MacDougall`s появилась работа «Кавказские горы». Она была создана после того, как в 1895 году художник совершил поездку по Кавказу и Крыму. После смерти живописца полотно перешло к его супруге Е.В. Александровой, затем к художнику Я. Милкину, а позже оказалась в Великобритании в руках частного коллекционера. На торги картина поступила с эстимейтом 50-70 тыс. фунтов стерлингов и была продана в его рамках за 65 тыс. фунтов (102 тыс. долларов).

В.Э. Борисов-Мусатов. «Кавказские горы». После 1895 г.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Кавказские горы». После 1895 г.

В 2004 году была продана картина «Пастухи со стадом ночью». В этой работе стадо еще менее детализировано, чем в картине «Дафнис и Хлоя», так как в обоих случаях животные призваны лишь отразить идею, но не заставить зрителей детально рассматривать их. С молотка работа ушла за 245 тыс. долларов.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Пастухи со стадом ночью». 1895 г.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Пастухи со стадом ночью». 1895 г.

В.Э. Борисов-Мусатов. «Дафнис и Хлоя». 1901 г.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Дафнис и Хлоя». 1901 г.

Но самая значительная продажа относится к картине «Последний день», которая была предложена покупателям на аукционе Sotheby`s в 2006 году. Эта пастель является одним из лучших образцов наиболее ценного творческого периода художника. В течение пяти лет до 1903 года Борисов-Мусатов жил в Саратове, где часто находил покой и умиротворение на старинных усадьбах, а в 1904 году создал ряд пастелей с прогуливающимися барышнями, проживая в подмосковной усадьбе Введенское.

В отличие от К. Сомова, который также любил обращаться к теме старины, Борисов-Мусатов не пытался тщательно прописать лица, наряды дам или окружающую их обстановку. Но ему отлично удалось передать настроение дня, то спокойствие и неторопливость, с которыми женщины совершают прогулку.

После создания картину у художника приобрел В.Э. Направник, сын главного дирижера Мариинского театра Э.Ф. Направника. На аукционе ее выставили с эстимейтом 200-300 тыс. фунтов стерлингов, а продали за 702 тыс. фунтов (1,3 млн долларов).

В.Э Борисов-Мусатов. «Последний день». 1903 г.
В.Э Борисов-Мусатов. «Последний день». 1903 г.

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Борисова-Мусатова. Если посмотреть данные аукционных продаж, то можно встретить и небольшие по цене уходы, размером до десяти тысяч долларов. В следующем разделе мы поговорим о том, как определить цену конкретного полотна, как и где продать картину Борисова-Мусатова.

Экспертиза картин Борисова-Мусатова

Перед продажей желательно оценить картину Борисова-Мусатова, чтобы цена не оказалась чрезмерно высокой или низкой. Наилучшим образом с этой задачей справится эксперт, который сможет изучить полотно в лаборатории и провести информационное исследование по своим базам. Для проведения экспертизы картины Борисова-Мусатова рекомендуем обратиться в Центр научной экспертизы им. Бенуа.

Продажа картин Борисова-Мусатова

Выясним также, где и как продать картину Борисова-Мусатова. Это можно сделать на специальных аукционах, с помощью выставок и им подобных мероприятий, а также в специализированных магазинах. Но мы предлагаем вам более простой способ, при котором картину не нужно заранее никуда вести и где-то хранить. Если вас устроят наши условия продажи, мы опубликуем материалы о картине на своем сайте антикварной живописи.

Чтобы оценить картину Борисова-Мусатова у нашего партнера или обсудить с нами нюансы продажи, позвоните по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Свежие записи

Примеры его работ: «Бахчисарай. Заброшенная мечеть», «Натюрморт с тыквой», «Донбасс», «Фили. Кутузовская церковь», «Тополя», «Крым». Картины Куприна экспонировались на ряде выставок, в том числе и на персональных: в салоне «Золотое руно», на выставках общества «Бубновый валет», на персональной выставке в 1934 году и совместной со скульптором Мотовиловым в 1957 году и других

Н. Чернецов был погружен в пейзажную живопись. Много путешествуя по своей родине и другим странам, Никанор обычно делал рисунки с помощью акварели и пера, а затем уже на их основе создавал масляные картины

Так как всяческие каноны и нормы сдерживают развитие живописи, рано или поздно появляются смельчаки, идущие против них. Одними из таких решительных художников стали абстракционисты. Им было непросто шокировать публику кубическими формами, цветовыми пятнами или полным отсутствием формы и цвета

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно