Антикварная площадка онлайн

Самые известные картины Ивана Айвазовского с названиями

Самые популярные картины Айвазовского
Самые дорогие картины Айвазовского

Удивительное светящееся море Ивана Айвазовского, детально выписанные корабли и живописные виды не только будоражили умы его современников, но и сегодня живо волнуют посетителей выставок. Далее мы рассмотрим несколько примеров наиболее ярких работ художника, кратко опишем историю их появления или какие-то интересные факты, а также рассмотрим примеры самых дорогих уходов его картин с крупных аукционов.

Самые популярные картины Айвазовского

Картина «Девятый вал»

Одной из самых ярких работ Ивана Айвазовского, неизменно запоминающихся каждому, является «Девятый вал». Как только Айвазовский выставлял картину, вокруг нее тут же собирались очереди, а зрители подолгу не могли оторвать глаз от необычного морского пейзажа. Среди них был и 19-летний Иван Шишкин, который несколько часов завороженно разглядывал удивительную картину.

И. Айвазовский «Девятый вал». 1850 г.
И. Айвазовский «Девятый вал». 1850 г.

И в ней было чему удивляться. С одной стороны, это тематика девятого вала, который по преданию многих моряков является самой сильной и убийственной волной. С другой, это проблеск солнца, олицетворяющий луч надежды даже в самой безнадежной ситуации. И будто бы светящиеся изнутри волны, завораживающие моряков даже в смертельный час. По одной из версий, передать такое удивительное сочетание красоты момента и его трагичности Айвазовскому помог пережитый шторм. В то время как другие члены его корабля мучались от ужаса, художник был в полном восхищении от грандиозности происходящего и в дальнейшем по памяти восстановил этот сюжет в мастерской.

Необычные, пронизанные светом волны оставляли у зрителей неизгладимые впечатления. Известный коллекционер Павел Третьяков даже написал Айвазовскому, чтобы тот дал ему такую волшебную воду, которая передает его бесподобный талант. Он жаждал купить «Девятый вал», но художник продал картину императору Николаю I для Эрмитажа. Так полотно попало в Русский музей, где им и сегодня могут любоваться посетители.

Картины «Чесменский бой» и «Наваринский бой»

Целую серию картин Айвазовский посвятил морским сражениям, о которых знал не понаслышке. Он не только видел войну своими глазами из осажденного Севастополя, но и потерял в ней многих своих товарищей. Наиболее яркими работами этой серии являются картины «Чесменский бой» и «Наваринский бой».

Полотно «Чесменский бой» художник посвятил событию, которое произошло в 1770 году. Тогда, во время Чесменского боя, русский флот одержал победу над турецкими войсками. Чтобы понять особенности сражения того времени, Айвазовский получил разрешение от императора знакомиться с архивными документами, а также ориентировался на документальную картину Я.Ф. Хаккерта об этом бое, выполненную по заказу Екатерины II. Имея удивительную способность стремительно писать картины, он часто создавал их всего за несколько дней или даже часов. Но эта работа заняла у него больше года. И это того стоило, так как в итоге мастер сотворил еще один шедевр, который был удостоен ордена.

И. Айвазовский. «Чесменский бой». 1848 г.
И. Айвазовский. «Чесменский бой». 1848 г.

Примерно в это же время была создана еще одна картина, посвященная подвигам русского военно-морского флота. Это работа «Наваринский бой», описывающая драматический момент сражения. Флагманский корабль русского флота «Азов» поврежден, но все равно идет в наступление, демонстрируя зрителю неминуемый исход сражения. Картина отражает битву 1827 года в Наваринской бухте между турецко-египетским флотом и русской флотилией. Кстати, именно на «Азове» служили будущие адмиралы П.С. Нахимов и В.А. Корнилов. Работа также стала одной из лучших картин Айвазовского.

И. Айвазовский. «Наваринский бой». 1846 г.
И. Айвазовский. «Наваринский бой». 1846 г.

Картина «Радуга»

Если первые картины Ивана Айвазовского были встречены восторженно, то со временем у него появились противники. Критики стали упрекать художника в том, что его работы едва отличаются одна от другой, а его талант начинает увядать. В ответ на эти колкие замечания мастер морских пейзажей пишет полотно «Радуга», которое лишь внешне может показаться схожим с остальными. Как будто мы видим все то же море, все ту же тему кораблекрушения, но цветовая гамма произведения сильно меняется.

Работа была создана в 1873 году и на то время представила нетипичное колористическое решение. Вместо привычных серых, зеленых и синих тонов моря мы видим нежные розовые и голубые оттенки, а также мягкие цвета радуги, которая как купол накрывает тонущий корабль и спасающихся в шлюпке моряков. Маринист очень тонко подошел к оттенкам, скрупулезно проделав все переходы от темных к светлым участкам, от одних тонов к другим.

И. Айвазовский. «Радуга». 1873 г.
И. Айвазовский. «Радуга». 1873 г.

Даже раму картине Айвазовский сделал черной вместо привычной золотой, чтобы подчеркнуть новизну своих работ. Но и без рамы ему это прекрасно удалось. Картина произвела большое впечатление на зрителей, в том числе и на Павла Третьякова, который назвал ее жемчужиной русской живописи и приобрел для своей коллекции. Заметим, что изначально «жемчужину» автор назвал «Штормом», но по завершению картины изменил название на «Радугу». Все же именно это природное явление как символ веры и спасения в безнадежной ситуации является центральным для этой картины.

Картина «Среди волн»

Работа «Среди волн» — это одна из зрелых и поздних работ художника, созданная им в возрасте 81 года. Будучи крепким и бодрым, мастер, даже в столь почтенном возрасте продолжал творить удивительные работы. Возможно, картина могла бы стать одной из многих, посвященных выживанию моряков, но в ее сюжет вмешался случай. Художник изобразил на ней бушующее море, небольшую шлюпку спасающихся людей и показал работу родственнику, имеющему чин морского офицера. Однако последний усомнился в том, что люди на такой хлипкой посудине смогли бы хоть немного продержаться на таких волнах. Айвазовского задела такая критика, но реализм был для него на первом месте, поэтому на другой день на картине уже не было ничего, кроме самого моря.

В результате все усилия были сосредоточены на передаче мощи штормового моря: загадочного и непредсказуемого, убийственного и в то же время дарящего надежду на спасение. Работа получилась великолепной, а слух о том, что маэстро написал такую огромную картину всего за десять дней, заставил художников самых разных стилей и мастерства устремиться к нему в Феодосию. В конечном итоге картина «Среди волн» стала одной из самых ценных для художника и была им лично передана в дар Феодосии.

И. Айвазовский. «Среди волн». 1898 г.
И. Айвазовский. «Среди волн». 1898 г.

Картина «Хаос»

Хотя Айвазовский неизменно писал морские пейзажи, не всегда они касались тематики шторма, выживания, парада кораблей или живописных видов. Не менее значимой для художника была и религиозная тематика, в которой одной из самых ярких работ стало полотно «Хаос». Как и многие живописцы, успешно закончившие Императорскую академию художеств, Айвазовский по окончанию учебы отправился в заслуженную поездку по Италии. Именно там он создал картину «Хаос», на которой изобразил библейское предание о сотворении земли. На холсте мы видим мрачные мечущиеся волны и огромный темный силуэт тучи, символизирующие хаос, темную сторону. Но над темными силами мастер изобразил сияющий силуэт божественной силы, которая неизменно сотворит из хаоса порядок.

И. Айвазовский. «Хаос (Сотворение мира)». 1841 г.
И. Айвазовский. «Хаос (Сотворение мира)». 1841 г.

Завершив работу над картиной, художник выставил ее в Неаполе и Риме, где ее сразу заметили. Холст с невиданными доселе столь живописными небом и водою так поразил зрителей, что они рассказывали о нем из уст в уста, пока об этом не стало известно Папе Римскому Григорию XVI. Глава Ватикана был так поражен художественным шедевром, что вручил Айвазовскому золотую медаль и попросил продать ему эту тонкую библейскую работу. Художник картину отдал, но от денег отказался. В настоящее время «Хаос» находится в Венеции в музее армянской конгрегации мхитаристов.

Картина «Черное море»

Еще одна известная картина Айвазовского называется «Черное море». Работа также была создана в зрелые годы мариниста и посвящена морской стихии. Будучи всецело поглощенным морем, художник представлял зрителю Черное море с самых разных позиций: на одних холстах оно спокойное, освещено солнечным или лунным светом, на других оно яростно бушует и грозит гибелью морякам, на третьих укрыто туманом… Но в работе «Черное море» он убирает накренившиеся корабли, опасные скалы и погибающих моряков. На первый план здесь выходит само море — темное и грозное, на котором уже начали подниматься волны. О том, что речь идет именно о начале шторма, говорит другое название картины — «На Черном море начинает разыгрываться буря». И мы можем лишь догадываться, какая судьба ожидает расположенный на заднем плане корабль.

Картина была создана в 1881 году и так впечатлила зрителей, что считается одной из самых значительных работ Айвазовского. Так, художник Иван Крамской назвал «Черное море» одной из самых грандиозных картин, какие ему приходилось встречать.

И. Айвазовский. «Черное море». 1881 г.
И. Айвазовский. «Черное море». 1881 г.

Самые дорогие картины Айвазовского

Работы Ивана Айвазовского высоко ценятся на аукционах международного уровня. За последние десятилетия в период с 2000 по 2020 годы на торгах было продано 664 его картины на общую сумму 198 млн долларов. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.

Рекорд всех продаж на торгах поставила картина «Вид Константинополя и Босфорского залива», которая выставлялась на аукционах трижды. Первый уход произошел в 1995 году в Лондоне на торгах Sotheby’s, откуда работа ушла за 426 тысяч долларов при примерно такой же начальной стоимости. В этом же аукционном доме картину выставили в 2008 году с эстимейтом 3,8-4,5 млн долларов. Однако продажа так и не состоялась. Зато она состоялась в 2008 году: при начальной стоимости 1,9-2,9 млн долларов картина ушла с молотка за 5,2 млн долларов (3,2 млн фунтов стерлингов), став самой дорогой картиной художника.

И. Айвазовский. «Вид Константинополя и Босфорского залива». 1856 г.
И. Айвазовский. «Вид Константинополя и Босфорского залива». 1856 г.

Другая крупная продажа касается картины «Американские суда у скалы Гибралтара», созданная автором в 1873 году. Эта работа является ярким примером того, насколько невероятно тонко художник мог запомнить и передать по памяти бушующую стихию. По словам самого Айвазовского, природные явления вроде бури, ветра, поднявшейся волны невозможно писать с натуры, а можно только запомнить и писать так, как подскажет холст, не следуя какой-то логике. Возможно, поэтому его работы столь живописны, так много внимания уделено именно природе, а не тяжести положения моряков. Работа была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов стерлингов.

И. Айвазовский. «Американские суда у скалы Гибралтара». 1873 г.
И. Айвазовский. «Американские суда у скалы Гибралтара». 1873 г.

Еще один морской пейзаж Айвазовского был продан в 2020 году, причем это уже третий уход для картины «Кораблекрушение у берега Черного моря». В произведении мы видим тот же прием слияния темноты и безысходности с надеждой на благополучный исход.

Если посмотреть историю владения картин многих именитых художников, то многочисленные шедевры застревали за границей, были спрятаны от уничтожения, обменяны, распроданы в неспокойное время, отсужены у музеев наследниками или пережили другую непростую участь. Но эта картина попала на распродажу иным способом. Полотно приобрел у художника Джеймс Диксон для своего замка в Швеции, где она провисала добрую сотню лет. За такой долгий период все прямые наследники замка скончались, и после этого картину отправили на аукционы. Первая продажа состоялась в 2006 году на торгах Sotheby’s за 1,5 млн долларов. Но уже в 2014 году картина появилась здесь же и была продана за 2,7 млн долларов, а в 2020 году она ушла с торгов Sotheby’s за 2,9 млн долларов.

И. Айвазовский. «Кораблекрушение у берегов Черного моря». 1887 г.
И. Айвазовский. «Кораблекрушение у берегов Черного моря». 1887 г.

Среди примеров картин, которые на торгах преодолели планку в миллион долларов, можно назвать еще немало работ. Это «Отплытие Колумба из Палоса», «Прогулка на закате», «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре», «Закат над Искьей» и многие другие работы жанра морского пейзажа.

И. Айвазовский. «Вид Венеции. Сан-Джорджио Маджоре». 1851 г.
И. Айвазовский. «Вид Венеции. Сан-Джорджио Маджоре». 1851 г.

Картины Ивана Айвазовского можно рассматривать еще долго, ведь за свою продолжительную творческую жизнь мастер создал более шести тысяч живописных полотен. Мы назвали лишь несколько самых известных его работ, однако каждый может сделать для себя свои открытия в творчестве русского художника и составить свой список гениальных творений мастера.


Свежие записи

Достижения Шишкина во многом объясняются его желанием постоянно учиться, постигать новое и в деталях разбираться в своем деле. Еще во время учебы у А.Н. Мокрицкого и С.М. Воробьева молодой художник начал проявлять интерес к пейзажной живописи, а позже прославился с ее помощью на весь мир

Н. Чернецов был погружен в пейзажную живопись. Много путешествуя по своей родине и другим странам, Никанор обычно делал рисунки с помощью акварели и пера, а затем уже на их основе создавал масляные картины

Валентин Серов в годы своего творчества прославился как проницательный портретист, у которого делали заказы многие титулованные особы и деятели культуры. Но работа талантливого мастера не ограничивалась одними портретами: он создавал жанровые картины, исторические иллюстрации, работы на мифологическую тему, о которых мы расскажем в этой статье

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно