Антикварная площадка онлайн

Секреты популярности фарфора Миклашевского

История производства
Оригинальный волокитинский фарфор
Марки завода Миклашевского

История производства

Строительство завода

miklashevskii-1.jpgПомещик и промышленник Андрей Михайлович Миклашевский прожил 94 года и за свою долгую жизнь успел воплотить в жизнь многие свои замыслы. Одним из них стал фарфоровый завод, построенный в его родовом имении в селе Волокитино Глуховского уезда. Место для открытия Волокитинской фарфоровой фабрики было выбрано весьма удачно, так как недалеко от нее в селе Полошкино были найдены залежи лучшей в стране белой глины (каолина). Построив завод в 1839 году, Миклашевский пригласил на него наемных работников из окрестных поселений Черниговской губернии, а также отправил на предприятие своих крепостных крестьян.

Будучи поклонником западного искусства, Миклашевский пригласил для строительства фабрики потомственных французских фарфористов братьев Дарт. Именно они выступили организаторами всего фарфорового производства в имении. Франсуа Дарт стал директором завода, а также выступал в роли живописца и модельмейстера, в то время как его брат Август занимался созданием печей для обжига. Этим объясняется преобладание западного стиля в работах мастеров завода. Позже в фарфоровых изделиях мануфактуры стали применять приемы и техники, характерные для украинского искусства. Последним управляющим фабрики был крепостной крестьянин помещика Федор Петруня.

Расцвет и закат предприятия

Промышленник Миклашевский сделал очень правильный ход, поставив во главе завода искусного управляющего и сразу же занявшись коммерческой стороной дела. Пока заграничные мастера обучали местных работников хитростям западного искусства, сам Миклашевский активно распространял свою продукцию на выставках, продавал через свои лавки, купцов. В результате таких продуманных действий качественно и оригинально сделанные фарфоровые изделия стали быстро набирать популярность.

Фабрикантов нисколько не смущал размах очередной работы. Они брались как за миниатюрные фигурки, оттачивая их черты и детали с филигранной точностью, так и за большие и даже громадные работы. Среди последних стоит отметить изделия церковной тематики: фарфоровый иконостас и паникадила для церкви, которую историк архитектуры В. Вечерский назвал «удивительной» и не имеющей аналогов во всей Российской империи. К сожалению, церковь была уничтожена, однако в собрании Шосткинского государственного краеведческого музея сохранились фрагменты иконостаса.

Фрагмент фарфорового иконостаса. Завод Миклашевского

Фрагмент фарфорового иконостаса. Завод Миклашевского.

Многие из значительных работ были выполнены специально для имения помещика: фарфоровый камин, фарфоровая двухъярусная люстра сложной конструкции, часы, рамы из фарфора, а также многочисленные статуэтки, сервизы, домашняя утварь, которыми было принято украшать дома знатных особ.

В 1839 году, то есть в первый же год работы предприятия, на Всероссийской выставке промышленников Миклашевского наградили большой серебряной медалью, а в 1849 году на петербургской выставке российских мануфактурных изделий — золотой. В волокитинском производстве отметили значительную самобытность фарфора, многообразие представленных форм и их высокое качество.

Хотя предприятие официально было закрыто только в 1862 году, его упадок начался еще в середине 50-х годов 19-го века. Одной из основных причин заката фабрики стала отмена в царской России крепостного права в 1861 году и предшествующие ей настроения в обществе. Массовые протесты крепостных крестьян, их самовольные уходы с работы, призывы представителей разных политических направлений об освобождении крестьян от зависимости отрицательно влияли на работу многих мануфактур. Так как львиную долю работы на фабрике Миклашевского выполняли крепостные работники, с их уходом с завода в 1861 году начался стремительный развал предприятия. Год спустя завод пришлось закрыть.

Оригинальный волокитинский фарфор

Секреты популярности

Фарфоровые изделия Волокитинской фарфоровой фабрики зачастую называют слишком западными, несоответствующими характерным для фарфора Российской империи русским образам. Ценителям русского фарфора не нравилось то, что работы мастеров фабрики Миклашевского не содержали той остроты и того колорита, которым был насыщен фарфор русских мастеров. Даже если миклашевские живописцы изображали персонажи в русских нарядах, у них все равно получались не русские крестьяне, а немецкие или французские фермеры.

Причина этого заключалась в том, что изготовлением изделий и их росписью на заводе руководили опытные саксонские и французские мастера. Тем не менее, при работе с иностранной тематикой живописцы проявляли величайшее мастерство, что и стало одним из секретов большой популярности волокитинского фарфора. Он заметно выделялся своей оригинальностью на фоне во многом похожих друг на друга изделий других российских фарфоровых мануфактур.

Флакон «Китаец». Завод Миклашевского.1840-1850-е гг

Флакон «Китаец». Завод Миклашевского.1840-1850-е гг.

Успеху фарфора Миклашевского способствовала и отличная глина, с помощью которой удавалось создавать изделия превосходной белизны.

Мастера завода отличались высокохудожественным вкусом, находили самые неожиданные и поражающие своей красотой сочетания тонов и образов, издавали самую разнообразную продукцию от крупных ваз до мелких предметов быта, что не могли не оценить любители искусного фарфора.

Скульптура «Руины». Завод Миклашевского. 1840-1850-е гг

Скульптура «Руины».
Завод Миклашевского.
1840-1850-е гг.

Другой секрет заключается в том, что уже в первые годы существования завода промышленник Миклашевский поставил продажи фарфора на широкую ногу. Он представлял лучшие работы своих мастеров на самых крупных ярмарках в больших российских городах, а также открыл свои магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и ряде других крупных городов. Сохранились также сведения о поставках фарфора в Персию.

Интерес для коллекционеров

Фабрика Миклашевского довольно быстро оказалась в числе наиболее известных русских мануфактур, а ее яркие фарфоровые изделия привлекли внимание первых ценителей русского фарфора. Коллекционеры регулярно собирали лучшие фарфоровые образцы завода, благодаря чему многие изделия в целости и сохранности дошли до наших дней. В дореволюционной России фарфор Миклашевского сосредоточился в коллекциях Селиванова, Щукина, Морозова, Парфенова и некоторых других коллекционеров. Позже фарфор перекочевал из частных собраний в Государственный исторический музей, Государственный музей керамики в Кусково и иные музеи.

На сегодняшний день интерес к столь популярному на территории Российской империи фарфору Волокитинской фарфоровой фабрики ничуть не угас. Напротив, популярность в кругу коллекционеров привела к тому, что за последние годы миклашевский фарфор значительно подорожал и появился на рынке в виде множества подделок.

Изделия завода помещика Миклашевского поражают своим разнообразием и великолепием. Особый интерес представляют старинные чернильницы с фигурками-пародиями на известных французских литераторов (см. далее), декорированные имитацией драгоценных камней вазы и фигура Жанны д’Арк.

Жанна д'Арк. Завод Миклашевского. 1840-1850-е гг

Жанна д'Арк.
Завод Миклашевского.
1840-1850-е гг.

Оригинальный декор

Мастера фабрики Миклашевского очень тщательно следили за веяниями моды, которые были характерны не только для русского фарфора, но и заграничных изделий. Например, поверхность одной из фарфоровых ваз мастер полностью покрыл маленькими лепными цветами вишни. Такой вид украшения применяли на мейсенской мануфактуре и называли их boule de neige, однако мастера завода Миклашевского использовали эту технику по-своему и приходили к оригинальным результатам.

Ваза «Буль-де-неж». Середина 19-го века

Ваза «Буль-де-неж».
Середина 19-го века.

Хотя волокитинские мастера выбирали традиционные для своего времени тематики, они смело экспериментировали с объемными деталями, узорами и красками. Так, помимо традиционных ваз с декорированными ручками и миниатюрами на живописные темы, они применяли рельефный декор, представляя изделия в новом свете. Стоило мастеру добавить вазе объемный декор на растительную тематику, а также обильно украсить ее внешнюю поверхность лепными деталями, как классическое изделие приобретало довольно оригинальный вид.

Ваза «Орешки». Фабрика Миклашевского. Середина 19-го века

Ваза «Орешки».
Фабрика Миклашевского.
Середина 19-го века.

Необычные решения касались не только ваз, но и других изделий, например, тарелок. В то время как на многих других фарфоровых мануфактурах вариации сводились в основном к нанесению разных узоров, на Волокитинской фарфоровой фабрике экспериментировали в том числе и с формой тарелок. Так, интересным решением являются кружевные края тарелок, хотя подобные кружева встречаются и в других работах, например, в изделиях мастеров завода Гарднера.

Тарелка. Завод Миклашевского. Середина 19-го века

Тарелка.
Завод Миклашевского.
Середина 19-го века.

Особенно интересны опыты мастеров мануфактуры с сочетанием цветов. В ряде изделий наблюдается довольно необычная смесь оттенков, которая заметно выделила изделия из ряда других работ. Самые неожиданные сочетания встречаются в вазах, фигурках, тарелках и других фарфоровых изделиях.

Ваза с декором из цветных листьев. Завод Миклашевского

Ваза с декором
из цветных листьев.
Завод Миклашевского.

В одних из них можно наблюдать целую гамму цветов с плавным или резким переходом от красного к синему спектру. В других работах к ярким красным, зеленым, оранжевым тонам вдруг примешивался черный цвет или очень темный оттенок.

Блюдо с английским цветочным декором. Завод Миклашевского

Блюдо с английским
цветочным декором.
Завод Миклашевского.

Кроме оригинального цветового решения в росписи использовали и особые техники. Например, в отдельных работах применяли декорирование серебром.

Поднос, декорированный серебром. Фабрика Миклашевского

Поднос, декорированный
серебром.
Фабрика Миклашевского.

Скульптурная пластика

Эксперты полагают, что к наиболее интересным работам мастеров фабрики Миклашевского следует отнести всевозможные статуэтки. Создавая самые разнообразные изделия и заимствуя темы для них, живописцы внесли в них много нового, а также создали ряд собственных сюжетов.

Одной из излюбленных тем в скульптурной пластике было восточное направление. Это такие статуэтки, как «Китаец», «Китаец на табурете», флакон «Танцующий китаец», а также различные коробочки и иные изделия.

Наиболее известными статуэтками завода считаются портреты-шаржи на русских и зарубежных представителей искусства. Например, один из шаржей был составлен на известного романиста Франции Шарля Нодье. Статуэтка под названием «Библиофил» очень точно отражает большую страсть лингвиста и книговеда Нордье к книгам.

Статуэтка под названием «Библиофил»

За основу скульптуры была взята карикатура художника Бенжамена Рубо, опубликованная в одном из французских журналов в 1842 году. Чтобы продемонстрировать книжную страсть, художник буквально завалил нарисованного Нордье литературой: стул в виде книг, множество книжных полок, книги подмышками, под ногами и даже в карманах… Карикатурность работе придает и непомерно большая голова, что было характерно для всех работ Бенжамена Рубо.

miklashevskii-13.JPG

Не меньший интерес вызывают и другие работы: «Петух» (пародия на Ш.П. де Кока) и «Арман Марраст» (пародия на участника французской революции).

miklashevskii-14.JPG

miklashevskii-15.JPG

Клейма завода Миклашевского

В первые годы работы фабрики Миклашевского клейма были довольно витиеватые, в то время как с 1850-ых годов их сменили более простые монограммы.

Первые клейма писали на французском или русском языках. В них указывали фамилию купца Миклашевского, а также местоположение фабрики.

miklashevskii-16.JPG

В период с конца 1840-х по начало 1850-х гг. на заводе ставили клеймо в виде округлого медальона с надписью «Волокитинской фабрики». Внутри круга изображали герб купца Миклашевского. Выполняли такое клеймо в тесте или наносили поверх глазури красной краской. Вариацией этого клейма было расположение внутри вместо герба инициалов владельца фабрики и надписи Manufacture de Wolokitine.

miklashevskii-17.JPG

К этому же периоду относят и другую округлое клеймо с изображением короны. Внутри марки традиционно помечали данные о фабрике и владельце, причем здесь же встречается популярная в последующие годы монограмма из букв «А» и М». Есть вариант клейма без круга, но с расположением слова Volokitin по дуге. В ней также присутствует буквы «AM». Монограммы с инициалами владельца завода и надписи на французском языке обычно ставили на тех изделиях, которые предназначались для вывоза в другие страны, а также шедших ко Двору.

miklashevskii-18.JPG

На протяжении всего периода работы завода на изделия ставили клеймо, представляющее собой монограмму из букв «А» и «М». В этом смысле сплетенные воедино инициалы автора очень напоминают монограмму завода Попова из букв «А» и «П».

miklashevskii-19.jpg

miklashevskii-20.JPG

Так как стандартов по размеру и изображению монограммы на заводе Миклашевского не существовало, мастера делали клейма разных размеров и приукрашали их на собственное усмотрение. Отсюда пошли вариации изображения монограммы: в некоторых клеймах одна буква больше другой, в других добавлены палочки, хвостики, а сами буквы делали узкими и широкими, прямыми и округлыми. Большую часть таких клейм выполняли надглазурно красной краской, но в 1850-ые годы они встречаются и в оранжевом цвете.

miklashevskii-21.JPG

В некоторых случаях также встречается изображение буквы «М» в квадрате, однако такое клеймо ставили редко. Еще одним вариантом является изображение букв «А» и «М», не сплетенных в традиционную монограмму.

miklashevskii-22.JPG

miklashevskii-23.jpeg

Свежие записи

В XIX веке после введения «запретительных тарифов» в России возросла потребность в фарфоровой и фаянсовой продукции. Это послужило стимулом для возникновения целой империи фарфорового производства – товарищества Кузнецова

Искусство с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается история развития человечества. Каждый народ в отдельные периоды налагает отпечаток на особенности культуры, быта, искусства не только на территории своего государства, но и за его пределами

В самом начале работы фабрики братьев Новых владельцы помечали свою фарфоровую продукцию с помощью синего подглазурного клейма в виде буквы «н» и монограммы из букв «и» и «н». Так как в первые годы правления фабрику возглавлял Иван, старший из братьев, его имя и ставили во всех клеймах

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно