Бронзовые творения мастера
- Кабинетная скульптура
- Тематика животных
- Военная тематика
- Охотничья тематика
- Историческая тематика
- Другие тематики
Василий Яковлевич Грачев родился в 1831 году в семье простых крестьян, но за свою 74-летнюю жизнь сумел войти в число известных скульпторов России. В 19-м веке Грачев считался одним из лучших скульпторов малой пластики. В настоящее время его работы представляют большой интерес для коллекционеров.
Биография
Творческая деятельность В.Я. Грачева началась с того, что в детском возрасте его отдали на обучение к специалисту по чеканке В. Андрееву. Учеба проходила в Санкт-Петербурге и продолжалась шесть лет. Позже Грачев поступил к мастерам по серебру, в числе которых был И.С. Сазиков. Однако в процессе обработки металлов Грачев заинтересовался скульптурой и решил учиться этому ремеслу самостоятельно.
Свои модели скульптор создавал из воска для таких известных фигур, как К.Ф. Верфель или И.П. Хлебников. Он также работал чеканщиком на ювелирных фабриках П.А. Овчинникова, И.С. Сазикова, В.И. Сафронова и ряда других известных в стране фабрикантов. Именно под клеймами этих фабрик и выпускалась большая часть работ Грачева, отлитых в бронзовые или серебряные скульптуры.
В возрасте 54-х лет Грачев сумел достаточно встать на ноги и прославиться, чтобы открыть собственную мастерскую. В разные годы он неоднократно представлял свои работы на различных выставках и возвращался оттуда с заслуженными наградами. Так, за скульптурную работу «На водопое» мастера наградили серебряной медалью Санкт-Петербурга.
Бронзовые творения мастера
В.Я. Грачев любил создавать скульптурные композиции, посвященные популярной в то время военной тематике или сюжетам с присутствием лошадей. При воспроизведении людей и животных скульптор уделял огромное внимание деталям, тщательно обрабатывал каждую поверхность, поэтому его скульптуры отличаются большой выразительностью и реалистичностью сюжета.
Кабинетная скульптура
С 1830-х годов в России стала набирать популярность так называемая кабинетная скульптура, которая представляла собой небольшие предметы для кабинетов. Это могли быть бронзовые письменные принадлежности, рамки для миниатюр, колокольчики, фигурки или другие вещи, приобретаемые с практической точки зрения или ради украшения кабинета. Часто бронзу использовали не как основной материал, а в качестве оправы для многочисленных кабинетных предметов, выполненных из дерева, мрамора и других материалов. Грачев был одним из заметных представителей кабинетной скульптуры в России.
Тематика животных
В сюжетах скульпторов 19 века очень часто встречаются животные, среди которых любимицей была лошадь. В работах Грачева она присутствует особенно часто, являясь безмолвным свидетелем многочисленных сцен. Такая страсть русских скульпторов к лошадям обусловлена несколькими причинами.
Началось все с того, что в 1830-х годах во Франции скульпторы А.Л. Барии и К. Фратен представили многочисленные скульптуры с изображением животных. Парижские критики тут же в насмешку назвали новое веяние анимализмом, то есть направлением, которое почитает животных, признает существование святых среди животных, а также животных-оборотней. Но детальное изображение животных неожиданно открыло для скульпторов новые просторы для развития сюжетов, поэтому в последующие десятилетия анимализм продолжал активно развиваться, сохранив свое название.
Второй причиной для развития так называемой лошадиной тематики стала большая любовь многих скульпторов к лошадям. Они были отличными наездниками и считали лошадь благородным и преданным животным. Так, барон П.Н. Клодт был выпускником Кадетского корпуса, Н.И. Либерих — офицером-кавалеристом и знатоком верховых парадных лошадей, а Е.А. Лансере восхищал современников своими превосходными качествами наездника.
Не избежал этой темы и Грачев. Лошади в его скульптурных композициях изображены с поразительной точностью. Даже в таком неживом материале, как бронза, автору удалось передать игру каждого мускула, каждого движения этого красивого и благородного животного. Вот лошадь стремительно мчится, напрягая все свои силы, в композиции «Крестьянин на санях», вот она вздрагивает от какого-то звука и занимает выжидательную позицию в скульптуре «На водопое», а вот покорно ждет, пока хозяин попрощается с возлюбленной в работе «Прощание казака с казачкой».
С таким же рвением автор подошел к изваянию и всех остальных элементов композиции.
Так, в работе «Тройка» скульптору удалось в мельчайших деталях передать езду на лихих скакунах. Детально вылепленная сбруя, напряженная поза ямщика с кнутом, тщательная работа над каждой деталью одежды персонажей, плед на коленях пассажиров и даже ухабистая дорога под копытами лошадей — все направлено на то, чтобы передать особенность езды на тройке запряженных лошадей по русским дорогам.
Военная тематика
Помимо лошадей Грачев часто изображал сюжеты на военные темы, причем делал это настолько виртуозно, что в одной скульптуре мог передать эмоции главных героев, их стиль одежды, тип оружия, а также описать обстановку, в которой находятся герои.
В военной тематике автор часто изображал сцены с воинами, которые яростно скачут в пылу сражения с врагами или возвращаются с поля битвы. Во многих из этих скульптур острота сюжета также передается с помощью лошадей.
Так, в работе «Скачущие черкесы» скульптор продемонстрировал весь драматизм момента с помощью напряженных поз лошадей, характерных жестов, поз и мимики их наездников, а также сложного рельефа под ногами животных.
Существует версия, что известный скульптор Лансере заключил с Грачевым негласное соглашение о том, что последний будет интерпретировать его работы на свой лад. Этим объясняется значительное сходство ряда их композиций, в которых Грачев изменял отдельные детали, такие как одежда. Интересно, что Грачев не просто копировал работы Лансере, а мог перенести их в новую временную линию. Так, работа «Запорожец после битвы», выполненная Лансере, превращается в «Донского казака» у Грачева.
Если сравнить обе работы, то можно обнаружить их значительное сходство. Лансере представил запорожца, ведущего свой трофей – шляхетского коня, показав и состояние воина. Запорожец выглядит уставшим и после кровавого боя привычно вытирает шашку о гриву своего доблестного коня. Грачев полностью сохранил замысел автора, оставив прежним расположение фигур, их позы, одежду и амуницию. Однако фактически Грачев сделал перенос героя в другое время, из-за чего ему пришлось изменить и детали композиции.
Охотничья тематика
Помимо военной в конце 19 века также была довольно распространенной охотничья тематика, в которой зачастую кроме самого охотника и его коня изображали охотничьих псов. Так, в 1870-х годах Грачев создает композиции «Возвращение с охоты» и «Охотник и корова». На отливку последней из них в 1877 году приобрел патент Карл Верфель. Однако скульптуры по данной форме отливали не часто, из-за чего эта композиция редко встречается на антикварном рынке.
В охотничьей тематике автор неизменно следовал своей традиции максимально детализировать сюжет, что делало скульптуру очень интересной для зрителя. Вероятно, именно этим объяснялась большая популярность скульптур этой тематики еще при жизни и автора.
Историческая тематика
Историческая тематика в бронзе прослеживается в работах многих мастеров того периода. Так, у скульптора Ф. Шопена существовала целая серия бронзовых бюстов императоров России. Грачев также прибегает в своих работах к теме правителей, не обделив такие скульптуры многочисленными деталями царских атрибутов. Например, он создал серию под названием «Царская охота», состоящую из ряда фигур. Статуэтка «Иван Грозный» была создана Грачевым по сцене из романа А.К. Толстого «Князь Серебряный», в которой сокольничие докладывают царю о том, что его сокол улетел.
Другие тематики
В работах Грачева часто наблюдается взаимодействие нескольких персонажей, которое с невероятной точностью передает их отношения, а также детально описывает время события. Например, в работе «Свидание» перед нами предстают мужчина и женщина, встретившиеся на свидании. При этом женщина в данной работе выступает символом самой женственности, заботливости, нежности. Это выражено и в ее внешнем облике (длинная коса, нарядное платье, украшения) и в нежном прикосновении к тому, кто ей понравился. Мужчина же зачарованно внемлет ее словам, ее ласкам.
В работах с несколькими героями скульптор обязательно демонстрирует их эмоции, заинтересованность друг другом. Так, в работе «Балалаечник» Грачеву удается ярко продемонстрировать это взаимодействие: балалаечник привлекает даму игрой, отплясывая ритм, а его слушательница всей своей позой демонстрирует свой интерес к музыканту.
Клейма В.Я. Грачева
Многие работы Грачева были выполнены без постановки клейма, из-за чего они могут быть причислены к другим авторам. Еще одной причиной неопределенности является вынужденная работа известных российских скульпторов под псевдонимами, связанная с тем, что заключенный с конкретной фабрикой контракт запрещал им работать с другими заводами. Существует версия, что Грачев выпускал ряд работ под псевдонимом Н.З. Таврилова.
Как было сказано выше, скульптор работал на известных литейных фабриках того периода, поэтому большинство его работ помечено клеймами этих заведений.
Так, на работах Грачева часто встречается клеймо завода Верфеля. Обычно в таком клейме отмечали название самого завода и город Санкт-Петербург.
Так как работы предназначались не только для использования внутри страны, но и на экспорт, у этого клейма была и иностранная трактовка: «FABR.C.F.WOERFEL. S.T. PETERSBOURG.».
Ряд работ сопровождается круглым клеймом с надписью «ОТЪ МФ НА 10 ЛЪТЪ» и датой внутри круга. Оно представляло собой патентное клеймо, выданное Министерством Финансов России конкретной фабрике, например, К.Ф. Верфеля, и позволяющее выпускать определенные скульптуры в течение десяти лет. Внутри клейма обозначали дату изготовления.
На ряде работ также указана и фамилия скульптора, которую ставили рядом с клеймом литейщика. Обычно это была надпись: «ЛЪП.ГРАЧЕВЪ».