Шарль Кристофль родился в Париже 25 октября 1805, умер в Брюнуа 13 декабря 1 863.
1830–1850 годы: стремительный взлет
Шарль Кристофль родился в довольно большой семье ремесленников-торговцев мелкими изделиями из драгоценных металлов. Мастерская находилась между Маре и районом Сен-Дени. Шарлю исполнилось 25 лет, когда в 1830 г. он принял управление бизнесом и проявил незаурядные деловые качества. В год начала его управления оборот фирмы едва достигал 300 000 франков, в 1839 г. эта цифра возросла до двух миллионов. Кристофль стал поставщиком королевского дома Луи Филиппа Орлеанского и создал масштабную экспортную торговлю ювелирными товарами, добившись выгодных контрактов в Латинской Америке (Мексика, Буэнос-Айрес, Перу, Венесуэла), на Мадагаскаре. Компания с успехом участвует во всех крупных экспозициях, а в 1839 г. награждена золотой медалью на выставке промышленных товаров Франции.
Кристофль повышает производственную эффективность и расширяет ассортимент, производя в дополнение к ювелирным товарам различные интерьерные, столовые предметы, отделку из золотых и серебряных нитей для одежды и офицерского обмундирования, эполеты. Возможно, успех Шарля не был бы так стремителен без финансовой поддержки его богатой сестры Розины Буйе-Кристофль, которая верила в способности брата и вкладывала немалые суммы в его продвижение.
Кристофль не только преобразует производство, он меняет принцип управления, обеспечивая постоянный контроль качества и его гарантию перед клиентами, о чем говорится в его многочисленных рекламных буклетах и каталогах. Девиз, «Есть только одно качество: лучшее», становится идеологией фирмы и завоевывает доверие клиентов. Это было особенно важно на этапе глобального перехода от мануфактурного производства к индустриальному, когда пострадали качество и уникальность изделий многих производственников. К ассортименту прибавляется мебельная отделка, часы, увеличивается модельный ряд столовых принадлежностей и посуды.
Гальваническое серебрение и золочение
C 1840 г. Кристофль начал переговоры о покупке патента на гальванопокрытие драгоценными металлами Джорджа и Генри Элкингтонов (Бирмингем, Англия) для монопольного применения изобретения во Франции. Металлизация при помощи электричества создавала на изделиях более тонкий, равномерный и прочный слой серебра, чем тот, что делался прежде посредством амальгамы и огня. Но, главное, метод очень удешевлял и упрощал покрытие драгоценными металлами, это позволяло увеличить масштабность предприятия, снизить стоимость товаров без ущерба для качества и утонченности отделки, а для элитных изделий применять ручную работу, делать предметы уникальными, приглашать для сотрудничества лучших мастеров и дизайнеров.
Лицензию на монопольное право использования инновационной металлизации во Франции Кристофль получил в 1842 г. Лицензия действовала до 1854 г., после этого патент находился в свободном доступе. В 1844 г. Шарль основывает фирму Charles Christofle & Cie и открывает фабрику, первую во Франции, где применено электричество, выпускает новую утонченную продукцию, обойдя всех французских конкурентов. Латунь стала первым базовым металлом фирмы CHRISTOFLE для гальваносеребрения, из нее делались в основном столовые приборы, объем выпуска и ассортимент которых значительно увеличен. Золочение или смешанная металлизация применялись в основном на бронзовых предметах.
Цех серебрения на заводе CHRISTOFLE. Изображение 1860 г.
Для поверхностного слоя использовалось серебро, стандартной для Франции 950 пробы. А толщина покрытия измерялась не в микронах, как сейчас, а в граммах, употребленных для покрытия дюжины ложек либо вилок стандартного размера (20.6-21.9 см длиной) или десяти ножей. С 1844 по 1859 гг. Кристофль использовал 72 г., за период 1862–1868 год, расходовал 80 г серебра, с 1868 года применял 84 грамма, что указывалось на клеймах.
Желая создавать незаурядный товар, Кристофль приглашает к сотрудничеству талантливых художников и скульпторов, среди них: Матюрен Моро (Mathurin Moreau 1821-1912), Эмиль Огюст Ребе (Emile Auguste Reiber 1826-1893), Огюст Мадру (Auguste Madroux, умер в 1870).
Эмиль Огюст Ребе архитектор и декоратор, которого Ш. Кристофль, в 1895 г., незадолго до своей смерти, назначил руководителем дизайн-студии. Незаурядность фантазии Ребе особенно ярко проявлена в изделиях из полихромной меди, эмалей в технике китайских, японских, индийских и персидских ювелиров. Метод гальванопокрытия позволил создавать уникальные полихромные изделия, сочетая медь различных оттенков, серебро, цветное золото в сложных формах и орнаментах. Экспериментируя в этом направлении, Ребе в итоге создал для Charles Christofle & Co обширную коллекцию декоративных произведений в восточном стиле, которые были отмечены на многих выставках.
Матюрен Моро, работавший поначалу с интерьерной бронзой, стал проектировать для Кристофля приблизительно в 25 лет. Известен, как выдающийся французский скульптор. Его знаменитые статуи в стиле классицизма служат для художников академической натурой идеальных человеческих форм, пропорций, точного положения тела в покое и движении. Получил множество высочайших наград, офицер ордена Почётного легиона, его статуи и группы украшают французские улицы, площади, здания, соборы, находятся в музейных собраниях. Конструкции, созданные для CHRISTOFLE, завоевали на выставках высочайшие награды.
1850–1863 годы: блеск Второй империи
Оборот производства в 1850 г. составлял 2,5 млн франков. Работы незаурядных одаренных творцов, чьи проекты реализовывали исключительно мастера высочайшей квалификации, в сочетании с коммерческим талантом Кристофля, сделали фирму известной, модной, востребованной. С начала пятидесятых годов Charles Christofle & Cie участвует во всех международных выставках. Получение высоких наград, почетных медалей и хвалебных отзывов от критиков были гарантированы необыкновенно изысканным дизайном и сложнейшей техникой произведений.
В 1853 г. Кристофль становится основным акционером фирмы «Альфана», которая с этого времени переименована в «C. Halphen et Cie» (Charles Halpen and Co.) В этом сотрудничестве предприятие CHRISTOFLE было невероятно заинтересовано, вернее, в использовании фирменного сплава Alfénide (альфинид), который состоял из меди, цинка, железа, никеля, в соответствующих пропорциях 59: 30: 10: 1. Это была одна из разновидностей мельхиора (Аргентан, Neusilber, Alpacca и т. д.), с отличным качеством и прочностью. Впредь, до 1878 года большая часть столовых принадлежностей CHRISTOFLE производилась из этого металла с последующим серебрением.
С 1852 г., сразу после наступления Второй империи, Наполеон III приступил к восстановлению Тюильри, пострадавшему от неоднократных революционных штурмов 1830–1848 гг. Также достраивалось северное крыло дворца. Мануфактура Кристофля, удостоенная звания Государственного поставщика, получила заказ от Наполеона III на дворцовые элементы декора и скульптурные украшения. С 1852 по 1858 год фирмой для Тюильри произведено более 4000 предметов.
Центральная скульптурная композиция, изготовленная CHRISTOFLE для Тюильри. Сейчас находится в Парижском музее декоративного искусства.
Заказы выполнялись также для Елисейского дворца, Компьенской резиденции, главной резиденции Орлеанского дома в Сен-Клу. Императорский заказ стал своеобразной рекламой фирмы, популярность которой стремительно возрастала. Среди титулованных заказчиков CHRISTOFLE: Российский императорский двор, султан Османской империи Абдулазиз, а позднее, император Мексики Максимилиан. Фирма становится поставщиком для министерств, посольств, парламентов многих стран. Ее доход в 1860 г. составлял шесть миллионов франков.
В течение тринадцати лет Шарль Кристофль проводил активную политику защиты и продвижения бренда, судился с производствами, которые фальсифицировали его изделия, создавал дилерскую сеть во Франции и за рубежом. Открыл второй завод в Карлсруэ (Германия), который обеспечивал рынки в Австро-Венгрии, России, Германии. Помимо роскошных изделий, фирма выпускает качественную и красивую посуду для среднего класса. Его предметы сервировки предпочитает аристократия и буржуазия, посеребренная посуда от CHRISTOFLE становятся символом современности, вкуса и моды.
В 1851 г. состоялся первый ежегодный банкет для сотрудников компании, на котором Шарль Кристофль объявил о создании сберегательных счетов для работников. Каждый служащий, проработавший в организации пять лет, имел право на кредит в 150 франков.
1863–1900 годы: продолжение традиций
После смерти Шарля Кристофля правление фирмой перешло к его компаньонам: сыну Полю Кристофлю (1838-1907), и племяннику Анри Буйе (Bouilhet 1830-1910). Оба остались последователями принципов Шарля и сохраняли превосходное качество, прогрессивные технологии, передовой дизайн, работая только с лучшими дизайнерами, мастерами и высококвалифицированными работниками.
Анри Буйе — инженер химик, художник и промышленник, окончивший Центральную школу искусств и производства в 1851 г. Разрабатывал технику гальваники еще в пятидесятые годы, усовершенствовал метод гальванической металлизации, изобретя один из способов более прочного и твердого покрытия. Изобретение было запатентовано фирмой и позволило обрабатывать сложные и крупные монументальные формы. Занимался восстановлением элементов декора дворца Тюильри, сожженного в 1871 г. Являлся членом-учредителем Центрального союза декоративного искусства, был назначен его президентом в 1910 г.
Поль Кристофль — художник и общественный деятель. Разработал технику, которая позволяла с одновременным применением гальваники воспроизводить многократную копию любого объекта в каучуковой форме многоразового использования. Был наследником имения в Брюнуа, где в 1827 г. Шарль Кристофль приобрел недвижимость и, постепенно прикупая окрестные земли, в 1844 г. выстроил огромный дом, названный «Замок Soulins», окруженный двадцатью гектарами парка. В этом поместье Шарль и скончался. Поль много времени проводил в Брюнуа, был мэром города в 1865, 1871 и 1884 годах.
Новые патенты в гальванотехнике позволили CHRISTOFLE выполнить в 1867 г. золочение колоссальной бронзовой статуи Девы Марии 9,5 м высотой (скульптор Eugène Lequesne) для Нотр-Дам де ла Гард, марсельской базилики. А в 1868 г. фирма получила грандиозный заказ на золочение фасадных статуй и крупных интерьерных элементов из бронзы, созданных Шарлем Гарнье для Парижской оперы.
«Поэзия», одна из групп фасада Парижской оперы (Palais Garnier). 1868г.
Группа «Гармония», установленная на крыше фасада Парижской оперы в 1869 г. Бронза, золочение, высота 7,5 метра.
Деталь люстры от CHRISTOFLE, установленной в фойе Парижской оперы.
В 1877 г. CHRISTOFLE выкупили обанкротившуюся фирму Couverts Mery, производившую свой фирменный металл Blanc Mery (Белый Мери). Управляющим был нанят бывший начальник предприятия, талантливый ювелир и опытный менеджер Феликс Шерон.
В 1878 г. фирма открыла новый гигантский завод в Сен-Дени под Парижем, где работало более 1500 работников. Предприятие создавало изделия и получало никель из никелевой руды, привезенной из Новой Каледонии. Это позволило CHRISTOFLE производить собственный основной металл для серебрения, под названием Metal Blanc (белый металл). Последнее обстоятельство объясняет, почему тогда же, CHRISTOFLE прекратили отношения с Veuve Charles Halphen (фирмой «Альфина»). Не было больше никакой необходимости в их сплаве Alfénide после разработки собственного базового металла.
В 1888 г. фирма выкупила компании Halphen («Альфина») и Gombault-Desclercs. Однако, интегрируя эти приобретения, CHRISTOFLE объединил их с остатками Couverts Mery и зарегистрировал, как отдельное юридическое лицо с названием Manufacture de l'Alfénide под новым руководством Феликса Шерона. Кроме того, и Halphen, и Gombault-Desclercs сохранили собственные клейма. Предприятие выпускало недорогую продукцию, в основном полые предметы. Руководство CHRISTOFLE не хотело рисковать репутацией производителя роскошных товаров, потому доступные в цене изделия изготавливались под маркой Manufacture de l'Alfénide. В начале ХХ века производство De L'Alfenide стало чрезвычайно модным в связи с появлением новых продуктов в стиле модерн под торговой маркой «Галлия» и на предметах вместо знака Alfenide появилось клеймо CHRISTOFLE. «Галлия» — торговая марка медно-оловянного сплава, который был запатентован компанией Феликса Шерона еще в 1896 г. Точный химический состав этого сплава неизвестен, но, вероятно, содержал также сурьму и висмут. Элементы, изготовленные из этого сплава, могут быть получены непосредственно путем литья и использоваться для создания более сложного рельефа или более скульптурной формы, чем те, которые сделаны из мельхиора.
К 1890 г. CHRISTOFLE среди всех французских конкурентов представляли самую широкую дилерскую сеть и крупнейший международный рынок сбыта. На Международной выставке в Чикаго (1893) Кристофль были единственной французской компанией, представлявшей ювелирные товары.
Витрина CHRISTOFLE на Всемирной выставке в Чикаго. 1893 г.
В 1897 г. фирма открывает свой первый брендовый магазин в Париже на Rue Royale.
В 1898 г. состоялось открытие одного из самых красивых, больших и блистательных отелей мира Ritz Paris. К этому событию компанией CHRISTOFLE было изготовлено не только шикарное столовое серебро, но и множество предметов интерьера.
В 1900 г. с пышным успехом участвует во Всемирной Парижской выставке. Запускает новый продукт линии Gallia из нового сплава на базе олова с электролизным серебрением на бывшем литейном заводе l'Alfénide.
После пышных творений стиля Второй империи (1852-1870), дизайнеры находятся в поисках новых модных форм, прибегая к прошедшим стилям, декоративно-прикладному искусству Японии, Индии, Ближнего востока. В Европе зарождается романтическая эпоха модерна. Для CHRISTOFLE в создании новых модных форм работали: Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз (Albert Ernst Carrière-Belleuse 1824-1887), F. L. Joindy (1832-1906), Мастер и художник по медалям, памятным значкам и монетам Рене Розе (Renе Rozet, умер в 1859) и Альфонс Муха (Alphonse Mucha 1860-1939).
Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз известный французский скульптор. Отличительность его работ заключается в некоторой напыщенности и театральности композиций, искусственной красивости. Но мельчайшая детализация, великолепная передача движений, драпировок, выражений лиц делает его скульптуры невероятно эстетичными и притягательными. Создал множество женских портретных бюстов, скульптуры для зданий и церквей, статуи и бюсты известных французских деятелей.
Альфонс Муха знаменитый творческий деятель стиля ар-нуво: ювелирный дизайнер, живописец, театральный и плакатный художник, иллюстратор. В 1887–1895 годах учился и работал в Париже, известен серией плакатов для Сары Бернар, стал парижской знаменитостью благодаря женским образам «La Femme Muchas» на плакатах, игральных картах, открытках. Его мотивы флоры и фауны были популярны в ювелирных изделиях, интерьерном дизайне, текстиле, прикладном искусстве.
XX век: прежние принципы, новые формы
CHRISTOFLE, как один из самых модных брендов, обеспечивает знаменитые французские отели и рестораны, создает серию роскошных столовых предметов для открытия обновленного отеля Crillon в 1908 г.
В начале века CHRISTOFLE, по заказу Orient Express, оснащает сервировочными принадлежностями вагон-ресторан и некоторые спальные вагоны Восточного Экспресса, который считался всегда самым элитным поездом.
В 1915 г. CHRISTOFLE участвует в международной Парижской выставке, где представляет творения молодого датского ювелира Кристиана Фъердингстада (Christian Fjerdingstad), ярчайшего дизайнера столового серебра в стиле ар-деко.
Но политический хаос, экономическая депрессия и последующая мировая война, привели фирму в двадцатые годы к грани финансового краха. Был потерян немецкий завод в Карлсруэ.
С 1932 г. бразды правления бизнесом унаследовал Тони Буйе (Tony Bouilhet 1897–1984), правнук Розины Буйе-Кристофль. Его супруга Карла Борлетти (Carla Borletti 1907–1992) была женщиной с изысканным художественным вкусом и происходила из богатой миланской семьи промышленников. Она предоставляет необходимый капитал для обновления предприятия и становится основным акционером. Ее безупречный вкус, деловые качества и связи, влияние на некоторых самых одаренных и знаменитых промышленных дизайнеров воскресили фирму для новой эры блеска.
В 1933–1935 гг. по заказу Генеральной Трансатлантической компании CHRISTOFLE изготавливает для лайнера «Нормандия» около 45 000 столовых предметов ресторана и кают первого класса. «Нормандия» признан одним из самых блистательных кораблей в истории.
Комплект под уксус и ведерко для льда, лайнера «Нормандия» Трансатлантической компании
В 1968 г. Тони Буйе сменил сын Albert Bouilhet, который управлял фирмой до 1993 г. На его смену пришел племянник Альберта Маурицио Borletti, пятый глава из поколения промышленной династии, основанной Шарлем Кристофлем. Традиция высокого качества и незаурядного элегантного дизайна не прерывалась за 186 лет работы предприятия.
На протяжении XX века фирма CHRISTOFLE активно продолжала расширять международную торговлю. Сегодня ее розничные магазины и бутики находятся в 400 крупных универсальных магазинах, расположенных в 120 странах.
Новые модернистские и авангардные формы XX столетия создают для CHRISTOFLE: дизайнер Кристиан Фъердингстад из Дании (Christian Fjerdingstad 1891–1968); итальянский архитектор Джио Понти (Gio Ponti 1891—1979), с которым фирма сотрудничала более сорока лет; скульптор-анималист Эдуард-Марсель Сандоз (Еdouard-Marcel Sandoz 1881–1971); французский столяр, декоратор и дизайнер Пол, Фоло (Paul Follot 1877–1941), работавший в стилях ар-нуво и ар-деко; художник Люк Ланель (Luc Lanel 1893–1965) и другие дизайнеры.
Изделия Christofle
Представлены в 1889 г. на стенде Кристофль Всемирной выставки в Париже.
Рене Розе для CHRISTOFLE. Медаль «Аргентина: похороны президента Бартоломе Митре Мартинеса». 1906 г.
Клейма Christofle
Знаки на столовых приборах. 1844–1859 гг
До 1855 года использовалась латунь в качестве базового металла под серебрение для всех столовых приборов производства Кристофля. С 1855 года, после подписания соглашения Кристофля с «Альфана», столовые приборы сделаны из посеребренного металла Alfénide.
Для столовых приборов существовало три обязательные отметки, установленные вдоль центральной части элемента:
1. Овальная марка с весами, пчелой, пальмовыми ветвями и буквами «CC». Число 72 соответствует количеству использованного серебра для 12 стандартных приборов.
2. Год выпуска, помещенный в ромбе.
3. Надпись CHRISTOFLE в прямоугольном картуше.
В изделиях, выпущенных в 1847 г., встречается дополнительный знак: профиль мужской головы.
1855–1862 года
Вместо надписи CHRISTOFLE в прямоугольнике, появилось обозначение ALFÉNIDE в две строки, расположенные в ромбе.
После 1862 до 1877 годов
В соответствии с новыми законами, налагаемыми правительством Франции, знаки для посеребренной посуды необходимо было изменить. Двустрочная надпись ALFÉNIDE расположена в квадрате.
Овальный знак весов «CC» расположен в квадрате. Два значения, 80 (1862–1868) или 84 (1868-1877), соответствуют количеству серебра, что используется для серебрения дюжины столовых приборов. Год производства помещен в квадрат.
С 1865 года Кристофль добавляет на столовых приборах, изготовленных в сотрудничестве с «Альфана», надпись CHRISTOFLE в картуше.
Для изделий 1878-1899 годов из посеребренного Métal Blanc сохраняется та же маркировка.
1877–1888 годы для столовых приборов «Альфана»
Известный маркировочный знак Альфана представляет собой голову козла в ромбе с инициалами "C" и "H" (Charles Halphen). Год производства помещен в квадрате, как и надпись ALFÉNIDE. Название «Альфана» расположено в прямоугольном картуше.
1888–1931 гг.
Клеймо с козлиной головой производства L'Alfénide было несколько изменено. Надпись «Альфана» дается, как и раньше, в прямоугольном картуше.
Клейма CHRISTOFLE на посуде
1844–1862 гг.
Первая стандартная маркировка содержит: на овальной марке не обозначается количество употребленного серебра. CHRISTOFLE находится в прямоугольном картуше. Шестизначное число, обозначает порядковый номер изделия в текущем году - серебряные номера, расположены в ромбах.
1862–1935 гг.
Стандартная полная маркировка используется:
Стандартная полная маркировка с ромбом для основного металла Maillechort:
Овальное клеймо расположено в квадрате:
1935–1983 гг.
В 1935 г. был введен третий стандарт для полной маркировки без нумерации:
Маркировка изделий из GALLIA сплава
Первые Gallia продукты были получены в самом конце XIX в.
1900–1908 гг
Знак «Галлии», основного металла, выглядит как контур герба с галльским петухом внутри, надпись GALLIA METAL расположены слева и справа от герба. Знак Alfenide для серебрения (голова козла).
Второй вариант маркировки GALLIA METAL с изменениями:
1908–1921 гг.
Вместо GALLIA METAL появляется ORFÈVRERIE GALLIA, несколько меняется изображение герба.
1921–1930 гг.
Вместо герба, появляется O.GALLIA, вместо козьей головы — голова кота и две буквы «CC» (Charles Christofle)
1930–1935 гг.
1935–1975 гг.
Изменения маркировки для изделий GALLIA с 1935 по 1975 год сложно отследить по времени их возникновения, поэтому они приведены по мере введения новых изменений в знаках.