Работы русского мастера
Клейма Либериха
Биография скульптора
Николай Иванович Либерих родился в Санкт-Петербурге в 1828 году и половину своей жизни посвятил военной службе. Создание глиняных и восковых фигурок вначале для него было простым увлечением, которым будущий известный скульптор занимался в свободное время. Однако позже он занялся этим делом всерьез, посвятив достаточное время обучению. В этом ему помогли занятия в Академии художеств, в которую полковник Либерих поступил по выходу в отставку в возрасте 29 лет.
В академии Либерих учился у талантливого мастера П.К. Клодта, известного своими скульптурными композициями для петербургских Нарвских ворот и Аничкова моста. Под умелым руководством опытного скульптора Либерих вскоре достиг значительных успехов и стал известен широкой публике.
Посвятив свободное от военной службы время творчеству, Либерих создал множество оригинальных композиций, которые в дальнейшем многократно отливали в бронзе и чугуне. Прекрасный наездник и охотник, скульптор запечатлел свои наблюдения в разнообразных охотничьих, военных сценах, сюжетах с изображением животных. Кроме анималистической и жанровой скульптуры Либерих искусно создавал изделия из бронзы и серебра для знатных особ.
Николай Иванович Либерих представляет собой достаточно заметную фигуру в истории русского искусства, повлиявшую своим творчеством на деятельность российских мастеров 19 века. Многие скульпторы этого периода, работающие в военной, этнографической и анималистической тематиках, во многом равнялись на Либериха. Это такие известные фигуры, как Е.А. Лансере, Л.В. Позен и многие другие. Скульптуры Либериха стали первыми российскими работами, широко представленными за границей на крупных выставках, таких как ИАХ, ВХПВ в Лондоне, Вене, Париже.
За свою творческую деятельность мастер получил ряд заслуженных наград. В 1858 году его удостоили малой серебряной медалью за историческую скульптуру «Мазепа». Еще через год скульптору присвоили звание почетного вольного общника художественной академии за работу «Смерть графа Ржевского». Членов академии поразили и скульптурные группы Либериха на охотничью тематику. За последние в 1861 году его удостоили званием академика.
Скончался известный русский скульптор 29 мая 1883 года, до последнего отдавая свои силы любимому делу.
Работы русского мастера
Николая Ивановича Либериха можно назвать жемчужиной русской скульптуры, так как он обладал большой самобытностью и разработал уникальный стиль, в котором сплелись воедино традиции академической художественной школы и глубокого понимания природы.
Охотничья тематика
Долгие годы военной службы и умение наблюдать научили скульптора подмечать самые незначительные детали, происходящие во время охотничьих сцен, военных баталий или в обыденной обстановке. Эта жизненная чуткость позволила мастеру творить очень реалистичную скульптуру, точно передающую силу, страсть, напряжения момента в самых разнообразных сюжетах.
Так, в композиции, посвященной охоте на волка, автор очень натуралистично передает динамику охотничьей сцены: измученного, но все еще готового к яростной схватке волка, стремительно мчащегося коня, практически летящей над землей борзой, которая вот-вот схватит добычу, и напружиненного опытного всадника в седле. Либерих так мастерски изобразил эту сцену, будто он рисовал ее с застывшей натуры.
Скульптурные композиции русского мастера на тему охоты очень многочисленны. Одним из частых персонажей его сюжетов является медведь, вылепленный мастером в каждой композиции очень скрупулезно и реалистично. Одной из известных работ Либериха является скульптура «Лисинский медведь» (другое название «Медведь на задних лапах»), представляющая собой массивное изделие высотой более полуметра (масса чугунного варианта составляет 25 кг). В ней запечатлен настороженный медведь, вставший на задние лапы, чтобы иметь лучший обзор и выглядеть более устрашающим перед возможным противником.
Эта скульптура отражает реальный эпизод, произошедший в 1865 году с императором Александром II во время охоты в Лисинском лесничестве. Охота на медведя была обычным делом для императора, о чем свидетельствуют многочисленные исторические документы и художественные произведения. Например, в «Охотничьем альбоме» монарха сохранилась необычная колода карт с изображением сюжетов из его реальной охоты в 1860 году. Александр II считается самым заядлым из всех российских правителей медвежатником, убившим за свою жизнь около 150 медведей.
И все же та самая схватка с медведем, которая отражена в работе Либериха «Лисинский медведь», вряд ли оставила кого-то из присутствующих на охоте равнодушным. Огромный медведь со звериным оскалом, поднявшийся во весь рост и готовый в считанные секунды догнать непрошеного гостя и разорвать его на части, изображен Либерихом очень эффектно. Вероятно, императору потребовалось все его самообладание, чтобы не дрогнуть перед грозным зверем и хладнокровно застрелить его.
Существует версия, что эту скульптуру у Либериха заказал сам император, чтобы преподнести подарок именитым участникам охоты. На «Лисинском медведе» имеется надпись о том, что медведь убит императором 9 марта 1865 года.
Либерих создал целую группу предметов, главными персонажами которых являются медведи. Он запечатлел их встревоженными, отдыхающими, карабкающимися по деревьям, охраняющими своих детенышей, создав оригинальный образ этого животного.
Бронзовое пресс-папье «Медведица». Н. Либерих. 19 век.
Медведи у Либериха представлены не только в виде отдельных скульптур, но и как элементы кабинетной бронзы, присутствующие на настольных лампах, чернильницах, пресс-папье и других предметах. Например, в чернильный набор «Медведица с медвежатами» кроме двух чернильниц входит два подсвечника, пресс-папье, подставка для перьев и еще одна для бумаг.
Чернильный набор «Медведица с медвежатами». Бронза. 8 элементов. Н.И. Либерих. Конец 19 — начало 20 вв.
Кабинетная бронзовая скульптура мастера очень разнообразна. Он лепил сигарницы, чернильницы, колокольчики, а также сложные композиции из ряда фигур.
Помимо охотника в охотничьих сценах большое внимание уделяется собакам и лошадям. Судя по изображенной грации, тщательной прорисовке каждого небольшого мускула животных и их характерных поз, Либерих великолепно знал повадки животных, их манеру двигаться, тонко подмечал строение их тела. Вдобавок к этому талантливый скульптор мог отразить накопленные знания в скульптуре, что является настоящим даром и подарком ценителям искусства.
Например, свое знание и тонкое понимание охотничьих сцен с участием собак он продемонстрировал в работе «Доезжачий с гончими». В композиции запечатлен момент отпазанчивания зайца, то есть отрезания у зайца лап с целью поощрения охотничьих собак. В этой композиции перед зрителем предстает жизненная сцена: после завершения охоты лошадь выглядит все еще напряженной после долгой скачки, одна из собак, вероятно, уже получила заслуженную награду, а вторая терпеливо ждет своей доли. Сам процесс выглядит не просто как подачка усталого охотника безликой собаке, но как взаимодействие, как диалог уверенного в себе хозяина и преданных ему животных.
Бронзовая скульптура «Доезжачий с гончими (отпазанчивание зайца)». Автор Н.И. Либерих. Модель создана в 1860–1861 гг.
Реалистичность работ Либериха во многом объясняется и тем, что он любил создавать скульптуры реальных егерей, охотников и их борзых, которых хорошо знал лично.
Сцены быта
Либерих был одним из первых в России скульпторов, перешедших от канонов академической школы к реалистическому искусству. Ему удалось продемонстрировать не только типажи охотников и военных, но и самобытные типы крестьян. Еще в первые годы своим увлечением скульптурой мастер удивлял окружающих той точностью, с которой мог передать такие быстро меняющиеся вещи, как жест, движение, взгляд или мимолетная эмоция.
Создавая крестьянские типы, он выдерживал пропорции и обладал отличным чувством гармонии. Так, в модели «Крестьянка на лошади» автор сумел в одном произведении показать силу и женственность русской женщины. С одной стороны, перед зрителем предстает девушка с нежными формами, с другой — это уверенная в себе женщина, способная без седла и стремян управиться с норовистым животным.
Сюжеты на военную тему
Очень эффектной и одной из лучших работ Либериха считается скульптурная композиция «Раненая царица амазонок Пенфесилея». В то время как во многих произведениях царица амазонок изображена суровой, статичной, с мужеподобной фигурой, Либерих создает более женственный и полный эмоций образ царицы. Амазонка до такой степени органична в седле (которого на самом деле нет, что говорит об умении отлично держать равновесие и управлять животным), что даже после ранения составляет единое целое со своей мускулистой лошадью. Современные Либериху критики отмечали, что в этой скульптуре много движения и жизни.
Еще одна работа, за которую Либерих получил медаль от Императорской академии художеств, представляет собой скульптуру известного персонажа «Мазепы». Образ воспетого в одноименной романтической поэме Байрона украинского гетмана Ивана Мазепы в 19 и последующих веках не сходил с полотен известных авторов и строк именитых поэтов. В его честь названы корабли, напитки, спички, курорты, созданы сюжеты фильмов и цирковых представлений.
Вероятно, такое внимание к историческому персонажу не могло быть незамеченным Либерихом. Во многих художественных произведениях Мазепа показан в окружении осудивших его людей, но Либерих поставил на первое место не осуждение, а тяжесть положения, загнанность совсем юного человека.
Подарочные скульптуры
Либерих любил делать подарки знатным особам или своим друзьям по случаю праздников. Подарочные скульптуры он создавал из серебра или бронзы, подходя к работе с той же тщательностью, что и для всех остальных скульптур. Одной из известных его работ для именитых особ была скульптура, подаренная императору Александру II в связи с пятидесятилетием со дня его зачисления в Лейб-гвардию.
Были и другие подарки для императоров. В музее Александра III имеется отлитая в бронзе работа Либериха «Бегущий олень».
Скульптура «Бегущий северный олень». Н.И. Либерих. Бронза. 1863 г.
Одной из последних работ для знатных особ, которую Либерих успел изваять перед уходом из жизни, является скульптурная группа, поднесенная Александру III во время коронации.
Либерих создал ряд полковых подарков, многие из которых не сохранились до наших дней и остались в истории только благодаря публикациям в журналах. В собрании московского коллекционера К. Журомского имеются эскизы скульптора к полковым подаркам.
Интересно, что некоторые работы мастера, которые считались утраченными, обнаруживаются в неожиданных местах. Так, скульптурная подставка для золотой медали императора Александра II была найдена в аграрном университете Санкт-Петербурга.
Скульптуры Либериха неоднократно отливали в бронзе и серебре на заводах Верфеля, Соколова, Овчинникова, Сазикова, а также в большом объеме тиражировали в чугуне на Каслинском заводе. Работы русского скульптора в небольшом количестве находятся в музеях, а большая их часть сосредоточена в частных коллекциях. Яркие и оригинальные работы мастера представляют сегодня значительный интерес для коллекционеров.
Клейма Либериха
Далеко не всегда на изделиях, созданных по моделям Н.И. Либериха, имеется клеймо автора. Это связано с тем, что в тот период многие работы помечали с помощью клейма литейного завода, в то время как сам автор оставался в тени.
Тем не менее на ряде работ Либериха имеются четко различимые клейма с его фамилией, что позволяет безошибочно определять его работы. Обычно скульптор подписывал свои изделия с помощью надписи: «Н. Либерих» или просто «Либерихъ».
На некоторых клеймах кроме фамилии указан и год создания формы.
Кроме подписи на русском языке встречаются клейма, созданные с помощью латинских букв: «N. LIBERICH», а также «Sculp. Lieberich. Fabr. C.F. Petersburc».
В 19 веке на скульптуре часто не просто указывали фамилию автора, а отмечали, что именно он ее лепил. На основании изделий, отлитых по моделям Либериха, также присутствуют такие клейма: «Лъпилъ Н. Либерихъ» или «Лъп. Н. Либерихъ».
Очень часто на изделиях Либериха встречается клеймо «КАС.3.1893», означающее Каслинский завод художественного литья. Работы Либериха уже более ста лет отливаются в чугуне на Каслинском заводе.
На работах Либериха встречаются клейма и других заводов, которые отливали изделия по его формам.