На аукционах Европы и США коллекционерами высоко ценятся работы Георгия Дмитриевича Лаврова, бесспорно, выражающие дух ар-деко. Но его творчество — зеркало еще одной эпохи, соцреализма.
Лавров Георгий Дмитриевич 18.04.1895–6.09.1991
Сибирь-Москва
Георгий Дмитриевич родился в Енисейской губернии, селе Назимово. Семья была очень многочисленной, среди двенадцати детей он был десятым ребенком. Отец, Дмитрий Иванович, реставратор-иконописец родом из Красноярска, друг юности В.И.Сурикова. Мама Феоктиста Гавриловна жизнь посвятила воспитанию детей и семье.
Окончив духовное училище, где проявил художественные способности, Георгий с 1910 г. учился в духовной семинарии Красноярска, одновременно посещал занятия городской студии по рисованию.
С 1915 г., благополучно сдав вступительные экзамены в Томском университете, Лавров учился на медицинском факультете. Художественное образование продолжал, три года занимаясь в классах живописи при Томском обществе художников (ТОЛХ). Среди его учителей известные живописцы Н.Ф. Смолин, К.К. Зеленевский, В.Д. Малько.
В 1917 г. Георгий выставлялся на десятой выставке, организованной ТОЛХ. Его работы были благоприятно отмечены местной прессой, после чего, начинающего ваятеля, пригласили преподавать в частной гимназии. В 1917 г. он дважды арестован за революционную деятельность.
В 1919 и 1920 годах Лавров на Алтае сражался в числе бойцов партизанской красной армии Мамонтова. В Бийске 1919 г. он создал первое скульптурное произведение «Апостол Пётр». Позже, получив от бийского Революционного комитета направление для дальнейшего обучения, уехал в Москву.
В столице с 1922 г. Георгий работает с Черемных и Маяковским в «Окнах сатиры РОСТА» над серией агитационных плакатов. До 1927 г. Георгий Дмитриевич входит в Ассоциацию художников революционной России, становится товарищем первого председателя АХРР. Участвует в выставках ассоциации 1925 – 1926 годов, получает пятую премию в московском конкурсе на проект памятника Свердлову. Его кабинетная композиция «В.И Ленин с книгой» утверждена для выпуска массового тиража комиссией ЦИК ВКП (б). Работы Лаврова привлекли внимание критиков столицы. О проекте для полтавского памятника Ленину (совместная работа Лаврова и архитектора Щербакова), дает хорошие отзывы нарком просвещения Луначарский, который в 1927 г. командирует Георгия Дмитриевича для пятилетней стажировки во Францию.
Парижский период
В Париже Георгий Дмитриевич занимается в частных академиях у известных одаренных скульпторов, которые имели разное художественное мировоззрение и творили в различной творческой манере. С утра Лавров, посещая академию Жульена и Поля Ландовского, обучается строго классической скульптуре у Бушара, ученика Луи-Эрнеста Барриа. С полудня он спешит в академию Гранд Шомьер, чтобы под наставлением Антуана Бурделя, выдающегося ученика Родена, продолжить обучение, проникаясь мощным и патетическим творчеством скульптора. У всемирно известного мастера были строгие принципы относительно безукоризненного владения рисунком, портретного сходства моделей, передачи выразительности силуэта, динамики, равновесия масс и конструктивности формы. Бурдель благосклонно оценивал работы русского скульптора, два года продолжалось обучение до смерти маэстро в 1929 г.
Затем Лавров переходит в академию Коларосси для практики в мастерской Аристида Майоля. В противоположность Бурделю, чьи работы подобно пламени огня извергали темперамент, творчество Майоля воплощало силу спокойной гармонии, мягкости сдержанного движения. Майоль был требователен к формовке гипсовых моделей. Если для продажи в частных галереях работы маэстро стояли из бронзы и мрамора, то в салонах на больших выставках произведения выставлялись на суд в чистом не тонированном гипсе. Легендарный мастер считал, что гипс — материал, дающий наиболее полное понимание уровня мастерства скульптора, и если его работы пройдут должную оценку в гипсе, то выдержат критику в любом материале.
На формирование стиля и мастерства Лаврова повлиял еще один выдающийся мастер скульптурного портрета Шарль Деспио. Георгий Дмитриевич часто встречался с ним и брал у него уроки, а их мастерские находились рядом. На создание великолепных форм анималистической пластики Лаврова воздействовал своим творчеством Франс Помпон, ставший учителем и старшим другом русского скульптора. Долгое время, проработав у Родена, Помпон лишь с 1914 г. выставлял собственные произведения. С 1918 г. он стал признанным гением жанра скульптурной анималистики. В гладкой обтекаемой массе его произведений воплощался покой либо неспешные движения животных, которые производили впечатление первозданной мощи. В 1930 годах Лавров создал множество скульптур, кубическими гранями которых воплотил восхитительную грацию и динамичность животных. Моделями служили собаки, хозяева их приводили в скульптурную мастерскую, дикие звери и птицы зоопарка, где Лавров делал эскизы и зарисовки.
За период парижской творческой практики, Лавров рядом с произведениями знаменитых и одаренных скульпторов, выставлялся на двадцати коллективных выставках и в известных салонах «Тюильри», «Независимых», «Весеннем», «Осеннем». В галерее Монпарнаса в 1932 г. персональная выставка Георгия Дмитриевича представила скульптурные портреты в стиле модернизма, отражающие сближение искусств современного, средневекового и древнеегипетского. Событие было своего рода экзаменом и посвящением в звание художника. В работах отчетливо прослеживалась целевая четкость, чуткость к натуре, многогранность психологических оттенков.
За годы в Париже он выполнил множество произведений в разнообразном жанре и стилистике. Создал немало образов революционных лидеров. Особо удачными стали его детские и женские портреты. Сохранились немногие из серии скульптур артистов «Комеди Франсез», которые художник демонстрировал на выставках. Венцом его театральных портретов стали скульптуры Анны Павловой. Балерина позировала в мастерской и предоставила Лаврову пропуск для свободного посещения ее спектаклей и репетиций, где он делал множество эскизов. Десять скульптурных шедевров Георгия Дмитриевича (все в российских и европейских музейных собраниях) стали частью золотого портретного фонда великой актрисы, среди них, созданные по сценическим образам «Умирающего лебедя», «Жизели», «Стрекозы».
Ярчайшими работами скульптора искусствоведы называют произведения ар-деко, которые почти все пребывают в частных зарубежных коллекциях Франции, США, Великобритании, Бельгии. Его кабинетная скульптура, которая считается образцом стиля, востребована и цена ее высока на мировых аукционах. Контрастная фактура материала, точная передача движения и пластики, выразительный силуэт, ритмичность линий выражены не одним лишь знаменитым анимационным циклом. «Пара, танцующая чарльстон» признана обобщающей вершиной времени и атмосферы ар-деко.
Москва-Колыма
На родине за восемь с половиной лет произошли существенные перемены. Радостный энтузиазм строителей молодой державы сменился диктатурой, репрессиями, страхом, системой круговой поруки и доносительства. На I съезде писателей в 1934 г. были четко определены и утверждены принципы с дальнейшей программой развития социалистического реализма, как государственного единого стиля для всех видов искусства. Творчество, отличное от принципов «советского искусства», относилось к «вражескому влиянию».
У вернувшегося 15 августа 1935 г. Лаврова, не было жилья и мастерской в Москве, привезенные из Парижа работы хранить было негде. Его зарубежное проживание, и особо самовольное продление более трех лет творческой командировки, вызывало недовольство. Те, некогда знакомые люди, что могли помочь, были мертвы либо репрессированы. За помощью скульптор обратился к Рудзутаку, председателю Совнаркома, по ходатайству которого художнику была выделена в столичном центре мастерская. Вскоре появились официальные заказы.
Осенью 1935 г. Лавров участвовал в осенней московской выставке художников, после чего скульптора назвали формалистом, а его экспозицию «духом старого декадентского модерна». В стремлении выжить, художник идет на творческое компромиссное решение и выполняет госзаказы в духе социалистической реальности. В период 1935–1938 годов ним выполнено приблизительно десять таких работ.
В 1937 г. Лавров работал над бюстом Я.Э. Рудзутака на его загородной даче, там же художник познакомился с А.С. Бубновым, наркомом просвещения. Незадолго после этого обоих, Радзутака и Бубнова, репрессировали и расстреляли. Роковой для Лаврова стала композиция «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». На кремлевском приеме Сталину преподнесла цветы маленькая Геля, дочь Ардана Маркизова (бурятский нарком земледелия). Снимок девочки на руках у вождя напечатали все советские издания, увеличенная фотография висела во многих детских и учебных организациях, предприятиях, санаториях и домах культуры. На эту популярную тему Лаврову было предложено выполнить композицию. Детские портреты мастерски удавались скульптору, и он специально ездил в Улан-Удэ, лепить с натуры скульптуру девочки. Когда заказ был почти закончен, Маркизова репрессировали и расстреляли, а девочкой со знаменитой фотографии оказалась Мамлакат Иахангорова из Таджикистана. Скульптура Лаврова стала также очень известной и ее многократно тиражировали. Но Георгий Дмитриевич, как свидетель государственной фальсификации, был репрессирован.
Сентябрьской ночью 1938 г. к дому художника подъехал «воронок» с традиционной надписью «Хлеб», в котором, по окончании длительного обыска, Лавров был переправлен в Бутырскую тюрьму. Переполненная камера содержала 156 заключенных инженеров, ученых, работников искусства, директоров предприятий, военных, изобретателей, врачей. Георгия Дмитриевича обвинили в террористическом антигосударственном заговоре, в который якобы вовлек Лаврова его товарищ, художник Максимов. Допросы и жестокие истязания с целью самообвинения продлились долгие дни. Не добившись признания, Лаврова перевезли на Лубянку, где устроили очную ставку со сломленным Максимовым. После этого допросы стали еще жестче и бесчеловечнее. В сентябре 1939 г. Лаврову был объявлен, вынесенный заочно без суда, приговор: заключение, согласно статье № 58 и пятилетнее отбывание в исправительных трудовых лагерях.
Более месяца состав с арестантами тащился до Владивостока, где из вагонов, заключенных погнали на сопку строить заграждение из колючей проволоки. На несколько дней в этом загоне зимой на улице оставили людей. Затем, в тесных смрадных трюмах грузового судна заключенных переправили в Магадан, откуда в открытых грузовиках при сорока градусах мороза развезли по лагерям. Лаврова в группе заключенных привезли в прииск «Разведчик». Поскольку дальше дорог не было, люди пешком по снегу через высокую сопку всю ночь пробирались до конечного пункта, участка «Скрытый», где 150 лагерников кайлами разрабатывали золотоносную мерзлоту. Ни врачей, ни охраны, никого, кроме заключенных на участке не было, бежать было невозможно: кругом непроходимая тайга. Ежедневно кто-нибудь заболевал, люди часто умирали. Жили в бревенчатом, заваленном снегом бараке с заледеневшими углами. Тепло было только возле, заменившей печь, железной бочки с трубой, где постоянно горели дрова.
Спустя месяц Лавров заболел цингой. Появились характерные язвы, облазили ногти, расшатались зубы, началась водянка, художник не смог ходить и работать. Как абсолютного инвалида, Лаврова переправили в ортуканский лагерь, где он ночью работал сторожем культ базы, а днем строил доску почета Ортукана. Это обстоятельство да природное здоровье сибиряка сохранили жизнь художника.
В 1941 г. весной Георгия Дмитриевича переправили на постройку дома культуры в Магадане, для которого ему приказали выполнить скульптуры. Из материалов имелись только цемент, алебастр, металлическая проволока и сетка. До 1943 года скульптор выполнил из цемента четыре трехметровые статуи «Партизанки», «Красноармейца», «Забойщика», «Бурильщика», установленные на парапет дома культуры. Многофигурную трехметровую группу «Героическая эпопея обороны СССР», интерьерную лепнину и декор четырех фасадных колонн. Несколько бюстов для фойе (Ленина, Маркса, Энгельса, Станиславского, Горького, Островского, другие). Ним также создан для Магадана монумент Сталину и девять исторических, отображающих освоение Колымы, барельефов. Из цемента он несколько скульптур вылепил для художественной выставки 1944 года. За проделанную работу Лаврова премировали восьмушкой махорки, черной буханкой хлеба и спирта 50 граммами, после чего перевели на общие работы.
Магадан. Дом культуры со скульптурами и декором Лаврова
В 1943 г. в сентябре истекло пять лет лагерного заключения художника, но в Магадане он еще пробыл более года, затем в 1945 г. его перевели в Красноярск. Там Георгий Дмитриевич, в невероятно сложных условиях, создал множество работ и проявил удивительную трудоспособность.
Красноярск — Москва
В Красноярске Лавров знакомится с художницей Валентиной Пименовновной Солдатовой, будущей супругой, преданным другом, в дальнейшем, хранительницей его творческого наследия. Ее живопись и графика нынче выставлены в 25 отечественных, зарубежных галереях и музеях, с 20 лет она участник многих выставок, а с 23 лет — член СХ. Молодой перспективной художнице исполнился 21 год, когда она полюбила осужденного, на двадцать лет старшего ее скульптора.
В Красноярске до 1948 г. Лавров сделал несколько монументов, станковых портретов личностей из областей искусства, науки, бюст Сурикова для музея художника, памятник для братской могилы, погибших от белогвардейского войска солдат.
Он участвовал в красноярских выставках, в межобластной новосибирской, где получил первую премию, награждался почетными грамотами, медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945». Но согласно, вышедшему в 1948 г. указу НКВД, как осужденный по 58 статье, проживать в режимных городах Георгий Дмитриевич не мог. Красноярск был таким городам, и супруги Лавровы переехали в Черногорск.
Там скульптор участвовал в реконструкции местного дома культуры, выполнял ряд работ для шушенского музея Ленина. Но вскоре врагу народа довелось переселиться в Минусинск, где после ряда выполненных памятников и бюстов, скульптурных заказов в городе более не нашлось. В 1951 г. Лавровы покидают Сибирь и селятся на берегу Азовского моря в провинциальном теплом Мариуполе на Итальянской улице № 102.
Здесь художник также испытал положение врага народа. Получая заказы, ему неоднократно приходилось возвращать аванс и получать отказ, когда узнавали, по какой статье он был осужден. Но казалось, ничто не сломит этого рослого, крепкого и стройного интеллигента в круглых очках. Ежедневно ранним утром он делал дальние заплывы в море, посещал с супругой местное товарищество художников, общался с коллегами. После смерти Сталина сделал несколько бюстов известных творческих и ученых личностей для галереи Городского сада. Осенью 1954 г. Лавров реабилитирован, и вскоре с Валентиной уехал в Москву.
Последний период
С конца 1960 годов отечественное искусство проникнуто возбуждением и радостным подъемом оттепели, жаждой познания запретной прежде западной культуры, переосмыслением собственного творческого взлета 1910–1920 гг. Несмотря на последующие попытки советской системы обуздать, начавшееся обновление в отечественном искусстве, творческий прорыв остановить было уже невозможно. Особенно это выражалось в скульптуре 1970–1980 годов посредством новых форм, материалов, мотивов и пластических решений.
Оказавшись в столичной творческой среде, Лавровы с приумноженным энтузиазмом принялись за работу. В трудах Георгия Дмитриевича явственно проявляется школа парижского периода. Бережное следование натуре, тонкая передача душевных качеств, баланс обобщенности и подробностей выражены в лучших портретных работах Лаврова с конца 1950 по 1980 годы. Он создает портреты выдающихся ученых, творческой интеллигенции, военных. Работает над любимыми образами Сурикова и Павловой, портретами дорогих ему людей. Он много рисует обнаженной натуры, пейзажей, автопортретов и лиц знакомых.
Авторская ретроспективная выставка Лаврова открылась в 1982 г. на Беговой в здании МОСХа. Экспозицию высоко оценили зрители, коллеги, пресса. В 1982 г. государство удостоило Георгия Дмитриевича званием «Заслуженного художника РСФСР».
Тяжело болея в последние годы жизни, скульптор не мог проводить много часов перед скульптурным станком и увлекся литературной деятельностью. Опубликовано немало его уникальных воспоминаний при жизни и после смерти в 1991 году. Каталог только известных его работ насчитывает 229 единиц скульптурных работ.
Работы парижского периода
Подписи скульптора Лаврова
За свою жизнь Георгий Дмитриевич ставил всего два вида подписей: на парижских работах он подписывался G.Lavroff.
Произведения, выполненные на родине, несли надпись Г. Лавров.