Антикварная площадка онлайн

Самые известные картины Казимира Малевича с названиями

Самые популярные и загадочные картины Малевича
Самые дорогие картины Малевича

Неординарный художник Казимир Малевич с совершенно непонятными картинами стал настоящим вызовом для своего времени. Все от ценителей искусства до случайных зрителей и сегодня ломают голову над его шедеврами. Посмотрим, что же на самом деле скрывалось за знаменитым «Черным квадратом», какие еще картины художника известны на весь мир и уходят с аукционов за многомиллионные суммы.

Самые популярные и загадочные картины Малевича

Картина «Черный квадрат» и ее аналоги

Пожалуй, картину «Черный квадрат» знают даже те, кто далек от живописи. Она и сегодня вызывает немалое удивление тех, кто видит черный холст вместо привычных образов и идей. Одни говорят, что в этом нет никакого мастерства и они сами могут намалевать такое за пару минут, другие видят в этом смелость и гениальность. Как бы то ни было, произносимую по самым разным поводом фразу «Малевич. Черный квадрат!» слышали многие.

Интересна история происхождения этой удивительной картины, идея которой пришла Малевичу за два года до ее создания. В 1913 году он трудился над декорациями к опере «Победа над Солнцем», где вместо солнца взял черный квадрат. Такая замена символизировала то, что теперь художественному авангарду освещает дорогу созданное Малевичем направление под названием супрематизм. Последний подразумевал отказ от предметности и доминирование в живописи цвета. Так впервые у художника родилась идея картины с изображением черного квадрата.

Постановка оперы «Победа над солнцем» в костюмах по эскизам К. Малевича
Постановка оперы «Победа над солнцем» в костюмах по эскизам К. Малевича

В 1915 году в Петербурге проходила выставка «0,10», на которой супрематисты могли представить обществу свои работы. Для заполнения залов требовалось не меньше трех десяток работ, которых у представителей нового направления пока не было. Однако Малевича это не остановило: он трудился днем и ночью, создавая одно произведение за другим. Когда он нарисовал на одном из полотен черный квадрат и полностью завершил работу над ним, вдруг испытал сильное облегчение и произнес, что создал главное произведение своей жизни. Вероятно, после той картины с солнцем он осознал, что черный квадрат и есть главный символ супрематизма, символ отказа от всего старого искусства и перехода к искусству новому. Сам художник после создания «Черного квадрата» потерял всяческий покой, у него пропал аппетит, он не мог уснуть. «Всё пытался понять, что же я сделал. Но не мог», — говорил автор гениального творения.

К. Малевич. Знаменитая картина «Чёрный супрематический квадрат». 1915 г.
К. Малевич. Знаменитая картина «Чёрный супрематический квадрат». 1915 г. 

Так как со временем краска на картине стала расслаиваться, эксперты предположили, что за черным слоем скрываются другие многочисленные слои. Рентген показал, что за квадратом действительно есть другие рисунки в схожих стилях с теми, что были представлены на выставке «0,10». Вполне возможно, что неудовлетворенность этими работами натолкнула художника на мысль отказаться от них и закрасить их черной краской. Это объясняет тот факт, что квадрат имеет не совсем ровные края, то есть художник не использовал чертежных инструментов и не имел намерения вычертить строгую геометрическую фигуру. Кстати, открытие под черным квадратом красочных слоев породило на свет самые невероятные легенды. Так, согласно одной из них, художник рисовал голых женщин, как вдруг зашла жена, и ему осталось только лихорадочно все закрасить черной краской. На этом примере мы можем видеть, какие фантазии способен порождать обычный черный квадрат.

Цветные слои под черной краской «Черного квадрата», обнаруженные на рентгене в 2015 г.
Цветные слои под черной краской «Черного квадрата», обнаруженные на рентгене в 2015 г.

Вернемся к выставке с необычными картинами и не менее странным названием «0,10». Такое нетипичное для художественных выставок название означало следующее: цифра ноль символизировала отсутствие предметных форм в супрематизме, а число 10 — количество заявленных художников-супрематистов, хотя позже их стало больше. В результате выставка состоялась, а картина «Черный квадрат» была размещена в так называемом красном углу — верхнем углу в избе, который считали самым почетным и размещали в нем иконы.

Фотография выставки «0,10», на которой есть 21 картина Малевича. В углу висит «Черный квадрат»
Фотография выставки «0,10», на которой есть 21 картина Малевича. В углу висит «Черный квадрат»

Заметим, что «Черный квадрат» существует не в единственном варианте. Помимо него есть еще три аналогичные работы, отличающиеся от оригинала цветом и размерами. Сегодня все они хранятся в музеях: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. А еще есть маленькие черные квадраты — своеобразная подпись художника, которую можно встретить на некоторых картинах.

К. Малевич. «Черный квадрат» (третий вариант). 1929 г.
К. Малевич. «Черный квадрат» (третий вариант). 1929 г.

Картина «Красный квадрат»

Картина «Красный квадрат», рожденная на свет автором в том же 1915 году, вызывала не меньше недоумений и разночтений. В преддверии революции одни видели в квадрате кровь, другие революционный флаг, а третьи сравнивали с огнем пылающей печи. Однако для самого автора появление красного квадрата вслед за черным стало новым открытием. Красный стал первым цветом, который вошел в его новую систему супрематизма после черного триптиха и открыл дорогу новым цветам.

К. Малевич. «Красный квадрат». 1915 г.
К. Малевич. «Красный квадрат». 1915 г.

Вероятно, кроме цвета у него были и какие-то свои ассоциации, так как на обратной стороне картины значилась надпись «Женщина в двух измерениях», а через пять лет после написания Малевич дал картине второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Таким образом, красный квадрат остался такой же загадкой, как и черный. Кстати, новая картина еще больше потеряла правильные геометрические формы и превратилась в четырехугольник.

izmal-7.jpg

Картина «Белое на белом»

В 1918 году Казимир Малевич переходит к так называемому белому супрематизму, символом которого становится белый квадрат. Открыв ранее для себя черный квадрат, в один прекрасный момент Малевич приходит к тому, что пиком беспредметности является вовсе не черный квадрат, а белый квадрат, размещенный на белом фоне. Чтобы реализовать свою идею, он вначале закрашивает одним белым оттенком холст, а затем на нем изображает немного другим оттенком повернутый квадрат. И так рождается композиция «Белое на белом». По словам самого творца, белое символизирует чистое действие, несет в себе мир (миростроение, является символом чистоты творчества человека). Поскольку картина была создана в революционные годы, Малевичу пришлось объяснять, что она никоем образом не связана с «белыми» (белогвардейцами).

Картина «Черный круг»

Картина «Черный круг» была написана в то же время, что и «Черный квадрат» и участвовала на выставке «0,10». Вместе с «Черным крестом» обе упомянутые картины образовали знаменитый триптих Малевича, который в дальнейшем представлялся на многих выставках. И все же ни круг, ни крест не произвели на зрителей такого эффекта, как черный квадрат. Возможно, это связано с заявлениями художника относительно квадрата. Он сказал, что с появлением черного квадрата завершилась история развития мировой живописи. Позже живописец создавал еще несколько версий «Черного круга» для разных выставок.

К. Малевич. Триптих
К. Малевич. Триптих

Картина «Скачет красная конница»

В годы советской власти Малевичу не простили того, что он не желал вступать в ряды КПСС, а единственной его признанной картиной оказалась «Красная конница». Из всех его абстрактных композиций именно она была более-менее понятна зрителю: пусть и лишенная деталей, пусть на странных цветных полосах, но все же вполне понятная конница с не менее понятным названием. Художник назвал работу «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы» и прописал это название на обороте полотна. Ради того, чтобы картина больше соответствовала революционному времени, он даже датировал ее 1918 годом, хотя эксперты указывают более позднее время создания.

К. Малевич. «Скачет красная конница». 1928–1932 гг.
К. Малевич. «Скачет красная конница». 1928–1932 гг.

Однако сам мастер вложил в эту картину куда более сложный смысл, чем изображение доблестного отряда, скачущего навстречу врагу. Как писал он в одной из своих работ, уверовавшие своим вождям люди сначала медленно шли, потом бежали, а теперь уже буквально летят в надежде достигнуть благих земель. Но меняются вожди, меняются флаги, меняются обещанные блага, а счастья как не было, так и нет. И на самом деле никакого горизонта искать не нужно, потому что люди уже находятся на нем.

Самые дорогие картины Малевича

Картины Казимира Малевича появляются на торгах крайне редко, так как в основном они находятся в музеях. На аукционы они попадают в тех случаях, если наследникам удается отсудить их у музеев или музеи вынуждены пойти на продажу части работ из-за бедственного положения. За период с 2000 по 2020 годы было продано на торгах всего 74 произведения художника. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.

Рекорд в продажах картин Малевича связан с работой «Супрематическая композиция». Художник написал ее в 1916 году, но вынужден был расстаться со своим детищем вот по какой причине. В 1927 году он показал картину на выставке в Берлине, однако там же ее и пришлось оставить, так как советские власти отказались продлять ему визу. Поскольку выставка продолжалась еще несколько месяцев, Малевич был вынужден оставить семь десятков картин на попечение Хуго Херинга. Забрать их художнику так и не удалось, так как из-за подозрений в шпионаже его больше не выпускали из СССР, а в 1935 году мастер скончался. В Германии картины едва не уничтожили как дегенеративное искусство, но Херинг успел продать их музею Амстердама, а позже пять из них отсудили наследники Малевича.

К. Малевич. «Супрематическая композиция (Синий прямоугольник поверх красного луча)». 1916 г.
К. Малевич. «Супрематическая композиция (Синий прямоугольник поверх красного луча)». 1916 г.

В 2008 году наследники выставили «Супрематическую композицию» на аукционе Sotheby’s и продали за 60 млн долларов. Однако в 2018 году она снова появилась на торгах, на этот раз в аукционном доме Christie's. Здесь работа была продана за 85,8 млн долларов, став самой дорогой картиной Малевича, когда-либо уходившей с торгов.

Следующие два крупных ухода также связаны с пятью картинами, отсуженными наследниками у музея. Первая из них — это ««Мистический супрематизм (Черный крест на красном овале)». При взгляде на нее многие начинали искать религиозную подоплеку. Однако, как пояснял сам художник, его крест с религией не связан и является производной от базового элемента, то есть от черного квадрата. Если двигать квадрат в разных плоскостях, как раз и получится крест. Квадрат, крест и круг образуют, согласно супрематической теории художника, черный триптих. Последний и посвящен основным формам творения.

К. Малевич. «Мистический супрематизм». 1920–1922 гг.
К. Малевич. «Мистический супрематизм». 1920–1922 гг.

В 2015 году картина появилась на аукционе Sotheby's, но не сумела приблизиться к рекорду «Супрематической композиции». При заявленной начальной стоимости в 35-45 млн долларов картина ушла с молотка за 37,7 млн долларов. Тем не менее, эта сумма внушительная и превосходит совокупные продажи картин многих других известных художников.

Вторая картина называется «Супрематизм. 18-я конструкция». Работа была выполнена в 1915 году — в тот самый год, когда Малевич основал супрематизм. И является она одним из ярких символов этого художественного направления. По мнению художника, искусство представляет собой умение создавать конструкции на основании веса, скорости и направления движения. Если мы вернемся к фотографии выставки «0,10», то увидим там ряд картин с аналогичным сюжетом. Это полотно также появилось на торгах Sotheby’s в 2015 году и было заявлено в границах 31,6-47,3 млн долларов. Окончательная цена продажи в итоге составила 33,8 млн долларов.

К. Малевич. «Супрематизм. 18-я конструкция». 1915 г.
К. Малевич. «Супрематизм. 18-я конструкция». 1915 г.

Отметим, что за последние 20 лет с аукциона ушло 74 работы Малевича, за которые новые владельцы суммарно заплатили 279,3 млн долларов.

Мы рассмотрели лишь наиболее показательные и дорогие картины художника, что не позволяет составить полное представление о его творчестве. Не удивляйтесь, если увидите подпись Малевича под реалистичным пейзажем, кубофутуристической композицией или работой в стиле импрессионизма. Он был разноплановым художником и пробовал себя в разных направлениях. И супрематизм — лишь наиболее яркое из них.


Свежие записи

Художественное образование девушка получала вначале у художника Ильи Машкова, став его любимой ученицей, а затем в парижской студии Александры Экстер. В качестве примера ее картин приведем такие работы: «Обнаженная

Имея большую тягу к живописи, но не имея средств для покупки дорогих материалов, Пиросмани сам изготавливал краски и рисовал в основном на клеенках, снятых со стола. Однако эксперименты с красками и рисование на необычном для художников материале привело к созданию его собственного узнаваемого стиля, на который в 1910-х годах обратили внимание авангардисты

Лазарь Маркович Лисицкий родился в 1890 году в городке Починок Смоленской губернии Российской империи в еврейской семье купца-ремесленника. Позже семья переехала в Витебск, где мальчик увлекся живописью, брал первые уроки у мастера Ю

Вы владелец антикварного салона?

Откройте свой магазин на антикварной площадке онлайн

Мы используем технологию cookies чтобы сделать наш сайт лучше и удобнее. Понятно